Водитель «скорой помощи»: обязанности и зарплата

| консультации | печать
Какие обязанности выполняет водитель «скорой помощи»? Какой должна быть его зарплата? Какой ему устанавливается разряд?

Водитель входит в состав бригады скорой медицинской помощи и является работником, обеспечивающим вождение санитарного автомобиля службы «03».

На должность водителя назначается водитель автотранспорта 1-го или 2-го класса, имеющий специальную подготовку по программе оказания первой медицинской помощи пострадавшим и обученный правилам их транспортировки.

Права и обязанности водителя определены Положением о водителе бригады скорой медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 26.03.99 № 100.

Согласно п. 2 названного Положения водитель бригады скорой медицинской помощи:

— подчиняется врачу (фельдшеру) и выполняет его распоряжения;

— следит за техническим состоянием автомобиля, своевременно заправляет его ГСМ, осуществляет влажную уборку салона по мере необходимости, поддерживает в нем порядок и чистоту;

— обеспечивает немедленный выезд бригады на вызов и движение машины по кратчайшему маршруту;

— содержит в функциональном состоянии приборы специальной сигнализации (сирена, проблесковый фонарь), прожектор поисковый, фонарь-прожектор переносной, аварийное освещение салона, шанцевый инструмент, выполняет мелкий ремонт оснащения (замки, ручки, ремни, лямки, носилки и т.д.);

— обеспечивает вместе с фельдшером (фельдшерами) переноску, погрузку и разгрузку больных и пострадавших при их транспортировке, оказывает помощь врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложении жгутов и повязок, переносит и подключает медицинскую аппаратуру, оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении психически больных;

— обеспечивает сохранность имущества, следит за правильным размещением и закреплением бортовых медицинских приборов;

— строго выполняет правила внутреннего распорядка станции (подстанции, отделения) скорой помощи, знает и соблюдает правила личной гигиены.

Водитель обязан знать:

— топографию города;

— дислокацию подстанций и учреждений здравоохранения.

В отношении оплаты труда отметим следующее. Станции скорой помощи, как и другие бюджетные учреждения здравоохранения, могут создаваться органами государственной власти РФ и государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ и ст. 12 и 13 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.93 № 5487-1). Поэтому оплата труда водителей «скорой помощи» зависит от того, в чьем ведении находится отделение скорой помощи как учреждение системы здравоохранения (п. 6 и 16 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, на 2010 г., утвержденных решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 04.12.2009, протокол № 10).

Заработная плата водителей «скорой помощи», как и других работников бюджетных учреждений, состоит из тарифной ставки (оклада), установленной в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками служащих и профессий рабочих, а также доплат, надбавок, премий и других выплат стимулирующего характера, установленных учреждениями самостоятельно в пределах выделенных бюджетных ассигнований.

Система оплаты труда водителей «скорой помощи», работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, предусматривается коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, и Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

В соответствии с постановлением Минтруда России от 10.11.92 № 31 «Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым профессиям рабочих» водителям, управляющим автомобилями скорой помощи, устанавливается тарифная ставка (оклад) по 6-му разряду.

Выплаты компенсационного и стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления для водителей бригад скорой помощи федеральных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными и иными нормативными правовыми актами в соответствии с перечнями видов выплат, установленных для федеральных бюджетных учреждений1. При этом размеры выплат компенсационного и стимулирующего характера не могут быть ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

Система оплата труда бригад скорой помощи, находящихся в ведении государственных учреждений здравоохранения субъектов РФ, и порядок ее применения (включая размер оклада, выплаты компенсационного и стимулирующего характера) устанавливаются коллективными договорами (соглашениями), локальными нормативными актами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ2.

Система оплаты труда бригад скорой помощи, являющихся муниципальными учреждениями здравоохранения, и порядок ее применения устанавливаются коллективными договорами (соглашениями), локальными нормативными актами в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Во многих нормативных актах органов местного самоуправления предусмотрено, что труд водителей автомобилей скорой медицинской помощи может оплачиваться исходя из 9—10 разрядов ЕТКС3.

Ответить на вопрос однозначно о конкретном размере оплаты труда водителя «скорой помощи» не представляется возможным, поскольку он устанавливается трудовым договором на основании действующего в организации коллективного договора (соглашения) или иного локального нормативного акта и зависит от источников финансирования отделения скорой помощи.

Кстати

Водителям выездных бригад скорой медицинской помощи в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, устанавливаются надбавки в размере 10% должностного оклада (ставки) при непрерывном стаже работы в указанной должности после первых трех лет и за каждые следующие два года. Максимальный размер надбавки не может превышать 30% (постановление Совета Министров РСФСР от 23.02.91 № 116 «О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения»).

К сведению

Размер выплат компенсационного и стимулирующего характера зависит от подведомственности учреждения, в котором лицо работает водителем бригады скорой помощи. Например, на лиц, работающих в учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении Федеральной таможенной службы, распространяется Порядок выплаты надбавок, утвержденный приказом ФТС России от 13.01.2008 № 1412. Лицам, работающим в учреждениях, подведомственных ФМБА России, выплачиваются надбавки, установленные приказом ФМБА России от 03.09.2008 № 305. Для работников федеральных бюджетных научных учреждений, подведомственных Минздраву России, надбавки утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 28.08.2008 № 463н. Работникам бюджетных учреждений МЧС России надбавки устанавливаются в соответствии с приказом МЧС России от 22.09.2009 № 545. Работникам учреждений здравоохранения, входящих в систему МВД России, надбавки установлены приказом МВД России от 27.08.2008 № 751.

1Приказы Минздравсоцразвития России от 29.12.2007 № 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях» и № 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».

2 См., например, постановление Правительства Московской области от 03.07.2007 № 483/23 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Московской области», постановление губернатора Костромской области от 08.05.2008 № 158 «Об оплате труда работников государственных областных учреждений здравоохранения», Закон Вологодской области от 23.04.2008 № 266 «Об оплате труда работников учреждений здравоохранения, находящихся в ведении Вологодской области» и т.п.

3 См., например, постановление главы городского округа Балашиха Московской области от 31.08.2007 № 1005/1 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения городского округа Балашиха», постановление главы городского округа Электросталь Московской области 25.12.2008 № 958/15 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений здравоохранения в городском округе Электросталь Московской области», постановление администрации Великого Новгорода от 01.10.2009 № 270 «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения», решение Магнитогорского городского собрания депутатов от 28.06.2006 № 119 «Об утверждении Положения о размерах и условиях оплаты труда работников муниципальных учреждений здравоохранения города Магнитогорска» и т.п.