Можно ли в договоре предусмотреть дополнительные условия для одностороннего отказа исполнителя от договора возмездного оказания услуг?

| консультации | печать
Наша компания заключила договор на оказание услуг с ИП. Мы — заказчик по этому договору. В договоре было предусмотрено, что исполнитель вправе отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора, но должен будет выплатить в таком случае значительную неустойку. Также он может прекратить оказание услуг только через два месяца после направления уведомления об одностороннем отказе. Пару дней назад предприниматель направил нам уведомление о том, что он прекращает оказывать услуги. Мы потребовали от него выплатить неустойку и продолжить оказывать услуги. На это он возразил, что условия о неустойке и о том, что он должен после уведомления об отказе «проработать» на нас еще два месяца, являются кабальными. Они противоречат нормам ГК РФ о том, что стороны договора возмездного оказания услуг обладают правом на односторонний отказ. Прав ли предприниматель? Действительно ли он может просто прекратить оказывать услуги несмотря на то, что условиями договора предусмотрен иной порядок?

В соответствии с п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

В силу положений п. 1 и 2 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное Гражданским кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.

Статья 782 ГК РФ закрепляет право заказчика и исполнителя на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг и условия, при которых он допускается. Согласно п. 2 этой статьи исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Из смысла данной нормы следует, что отказ исполнителя от исполнения договора возможен в любое время: как до начала исполнения услуги, так и в процессе оказания услуги.

Необходимо заметить, что высшими судебными инстанциями различным образом толковались положения ст. 782 ГК РФ. Изначально ВАС РФ исходил из того, что право сторон (как исполнителя, так и заказчика) на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг императивно установлено ст. 782 ГК РФ, оно не может быть ограничено соглашением сторон. Однако впоследствии ВАС РФ изменил свою позицию.

Так, в постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах» разъяснено, что в соответствии с п. 2 ст. 1 и ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Положения ст. 782 ГК РФ, дающие каждой из сторон договора возмездного оказания услуг право на немотивированный односторонний отказ от исполнения договора и предусматривающие неравное распределение между сторонами неблагоприятных последствий прекращения договора, не исключают возможность согласования сторонами договора иного режима определения последствий отказа от договора (например, полное возмещение убытков при отказе от договора, как со стороны исполнителя, так и со стороны заказчика) либо установления соглашением сторон порядка осуществления права на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг (в частности, односторонний отказ стороны от договора, исполнение которого связано с осуществлением обеими его сторонами предпринимательской деятельности, может быть обусловлен необходимостью выплаты определенной денежной суммы другой стороне).

Договором могут быть предусмотрены иные последствия такого одностороннего отказа.

Согласно условиям вашего с предпринимателем договора стороны вправе отказаться от его исполнения в одностороннем порядке. Иными словами, стороны не ограничивали права друг друга на односторонний отказ от исполнения договора. Вместе с тем вы дополнительно предусмотрели последствия такого отказа в виде продолжения действия договора в течение двух месяцев после направления уведомления об отказе от договора и выплаты неустойки. Решение суда предсказывать сложно, но, вероятно, он признает подобные условия правомерными.

Единственное, необходимо учитывать, что Арбитражным судом Московского округа в свое время была сформулирована позиция, в соответствии с которой норму ст. 782 ГК РФ нельзя назвать однозначно императивной или диспозитивной — это зависит от участников сделки и характера их отношений. У нормы нет альтернативы только в тех отношениях, где присутствует неравенство сторон и необходимо защитить более слабую сторону. Как отметил суд, исходя из принципа свободы договора и диспозитивного метода регулирования частноправовых отношений, стороны в обязательственных сделках, регулируемых диспозитивными нормами гражданского права, вправе согласовать любые не запрещенные законом условия. Нормы ст. 782 Гражданского кодекса не содержат прямого запрета на согласование в предпринимательских отношениях равными между собой сторонами дополнительных условий немотивированного отказа от договора, в связи с чем положения данной статьи не могут быть истолкованы судом однозначно для всех правоотношений как императивные либо диспозитивные. При толковании данной статьи суд не может не учитывать состав участников сделки, а также правовую природу и характер правоотношений между ними (постановление АС Московского суда округа от 14.02.2017 № Ф05-21365/2016 по делу № А40-61363/16).

Данная правовая позиция не получила широкого применения на практике. Но если исходить из того, что предприниматель изначально находился в более слабой переговорной позиции (мы не можем этого точно определить — недостаточно информации), то существует риск, что суд признает указанные условия недействительными.