Регистрация компании в коворкинге возможна, но только если ее представители действительно будут находиться по месту регистрации

| консультации | печать
Мы собираемся открыть компанию, и нам нужен адрес, по которому мы сможем ее зарегистрировать. Есть вариант заключить договор аренды рабочего места в помещении типа коворкинга и попробовать зарегистрировать компанию там. Насколько мы понимаем, помимо нас там будет человек 15—20. То есть в одном кабинете будет одновременно зарегистрировано больше 15 компаний. Представитель арендодателя убеждает нас, что эта цифра не вызовет подозрений у налоговой. Получится офис наподобие «резиновой» квартиры. Предложение интересное, но только если не возникнет проблем. Поэтому сейчас перед нами встал вопрос: какие могут быть риски, если мы арендуем рабочее место и зарегистрируем компанию в таком «резиновом» офисе?

Коворкинг (коллективный офис) может быть действительно очень удобным форматом работы для молодого бизнеса. Однако регистрация компании в таком помещении, особенно в свете последних изменений в законодательстве, может быть затруднена проверками налогового органа.

Дело в том, что с 1 января 2016 г. заработали поправки, внесенные Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в частности в ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) появились п. 4.2 и 4.3, касающиеся проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ. Согласно этим нормам в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений налоговый орган может провести проверку.

Одним из оснований для проведения такой проверки является представление в налоговый орган для включения в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица, в случае если указанный адрес в соответствии с содержащимися в ЕГРЮЛ сведениями является адресом пяти и более юридических лиц (подп. 3 п. 2 Оснований, условий и способов проведения указанных в п. 4.2 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утв. приказом ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@). Более того, ФНС России ведет специальный реестр адресов, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами.

Иными словами, обнаружив, что по одному адресу уже зарегистрировано больше пяти компаний, налоговый орган вправе инициировать проверку достоверности включаемых в ЕГРЮЛ сведений об адресе новой компании, которая также указала его местом своего нахождения, и приостановить ее регистрацию до дня окончания проведения проверки, но не более чем на один месяц. Но насколько опасна такая проверка и могут ли отказать компании в регистрации по месту нахождения коворкинга?

В одном деле (постановление АС Поволжского округа от 05.11.2014 № Ф06-16554/2013 по делу № А12-3223/2014) единственный участник компании принял решение об изменении места ее нахождения. Таким новым местом должно было стать помещение площадью 49,46 кв. м, в котором компания по условиям договора аренды могла разместить рабочее место общей площадью 4 кв. м. Директор компании подал в налоговый орган заявление на регистрацию изменений, приложив к нему договор аренды указанного помещения и гарантийное письмо от его собственника. Однако налоговая в регистрации компании по новому адресу отказала, пояснив, что по ее сведениям по этому адресу только за период с 17 по 26 декабря 2013 г. поступило 186 запросов на обследование помещения в связи с представлением документов для государственной регистрации изменения адреса (места нахождения) юридического лица. При этом во всех гарантийных письмах собственник помещения указывает на предоставление в аренду 4,5 кв. м каждой организации.

Руководитель компании обратился в суд с требованием признать отказ налоговой незаконным, и суды двух инстанций его поддержали. Они указали, что заявитель представил в налоговый орган все необходимые документы (ст. 17 Закона о госрегистрации), а налоговая, в свою очередь, не доказала наличие установленных ст. 23 Закона о госрегистрации оснований для отказа в регистрации, перечень которых является исчерпывающим. А вот кассация встала на сторону налогового органа, сославшись на правовую позицию, изложенную в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица». Согласно этому пункту регистрирующий орган на основании подп. «р» п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации вправе отказать в регистрации юридического лица при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом. При этом, как разъяснил ВАС РФ, о недостоверности адреса может свидетельствовать следующее:

  • он является адресом массовой регистрации (согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются, и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения»));

  • адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

  • адрес является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

  • адрес заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части);

  • имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридических лиц по адресу данного объекта недвижимости.

Поскольку представители большинства компаний, подавших заявления на регистрацию, по указанному заявителем адресу не располагались, связи с ними не было, а ТСЖ, которому принадлежит все здание, и вовсе обратилось с письмом о внесении сведений об ограничении в отношении использования этого адреса при осуществлении регистрационных действий, что налагает прямой запрет на регистрацию компаний по спорному адресу, который не отменен и никем не оспорен, кассация пришла к выводу, что компания хотела внести в ЕГРЮЛ недостоверные сведения об адресе.

Иными словами, при регистрации компании в коворкинге вопросы у налоговой возникнуть могут, и проверку, вероятнее всего, проведут. Если сотрудники компании действительно собираются работать по адресу регистрации, проблем возникнуть не должно. Но если компания не планирует располагаться по месту своей регистрации, то регистрировать ее в коворкинге рискованно — шансы на отказ в таком случае велики.