Переименование ОАО в АО: налоговые последствия

| консультации | печать
В конце 2014 г.  ОАО было переименовано в АО во исполнение требований п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившим силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». При этом после переименования в 2015 г. от российских и иностранных контрагентов часть первичных учетных документов продолжала поступать с указанием в наименовании организации ОАО, а не АО. Причинами являлось, в частности, длительное внесение изменений в формы первичных документов, являющихся приложением к договорам. Правомерно ли принятие к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичных учетных документов, оформленных после внесения изменений в ЕГЮРЛ и содержащих старое наименование?

Указание в первичных учетных документах прежнего наименования организации позволит однозначно идентифицировать организацию как налогоплательщика, в связи с чем, по нашему мнению, организация может правомерно принимать к учету в целях исчисления налоговых обязательств первичные учетные документы, содержащие его старое наименование.

Расскажем подробнее.

Для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль расходы налогоплательщика должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются в том числе первичные учетные документы, соответствующие требованиям ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (см., например, письма Минфина России от 03.03.2015 № 03-03-07/11015, от 05.12.2014 № 03-03-06/1/62458, от 14.04.2014 № 03-03-06/1/16775).

Основанием для принятия к вычету предъявленного поставщиком «входного» НДС является счет-фактура, оформленный в соответствии с установленным законодательством порядком (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Наименование экономического субъекта — участника хозяйственной операции — является обязательным реквизитом и первичного учетного документа, и счета-фактуры (подп. 3 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ).

При этом ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога (п. 2 ст. 169 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму.

В соответствии с п. 7 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование».

В рассматриваемой ситуации изменение наименования организации вызвано требованием законодательства — изменением названия организационно-правовой формы, а точнее, наименования типа акционерного общества. Для такого изменения наименования предусмотрены исключительные положения о том, что оно не требует внесения изменения в правоустанавливающие и иные документы организации, что требовалось бы, если бы организация по своей инициативе изменила свое наименование или провела реорганизацию.

На практике налоговые органы и суды при оценке реальности операций и документального подтверждения расходов налогоплательщиков анализируют всю совокупность обстоятельств возможного получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды (например, подписание документов неустановленными лицами, отсутствие персонала и производственных мощностей для ведения деятельности у налогоплательщика или его контрагентов и т.п.) (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, от 08.06.2010 № 17684/09).

Следует особо отметить, что сложившаяся судебная практика исходит из того, что даже в случае установления фактов подписания документов неустановленными лицами расходы по налогу на прибыль и вычеты НДС признаются правомерными при наличии доказательств реальности совершенных операций и проявлении должной осмотрительности (см., например, постановления Северо-Кавказского округа от 11.06.2015 № Ф08-3452/2015, АС Центрального округа от 29.01.2015 по делу № А62-489/2014, от 22.10.2014 по делу № А62-49/2014, ФАС Центрального округа от 25.02.2014 по делу № А62-2369/2013, от 29.05.2013 по делу № А35-7542/2012, Московского округа от 18.10.2013 по делу № А40-162037/12-115-1161, от 12.02.2013 по делу № А40-31075/12-91-157 и др.).

На наш взгляд, указание в первичных учетных документах прежнего наименования организации (которое отличается от нового только типом акционерного общества) позволит однозначно идентифицировать организацию как налогоплательщика и не может свидетельствовать о необоснованности получения налоговой выгоды организации. Соответственно, организация может принимать к учету в целях исчисления налога на прибыль, НДС и иных налогов первичные учетные документы, оформленные после внесения изменений в ЕГРЮЛ и содержащие старое наименование (ОАО). При этом первичные документы организации должны подтверждать реальность совершаемых операций (в частности, несение расходов организацией) и быть подписаны установленными лицами.

Какая-либо судебная практика по данному вопросу в пользу налоговых органов в доступных нам нормативно-правовых информационных базах отсутствует.

Для снижения риска возникновения претензий со стороны контролирующих органов по вопросу составления первичных документов рекомендуем организации составить пояснительную записку или бухгалтерскую справку, содержащую:

— объяснение причины изменения наименования организации;

— указание на то, что в связи с изменением наименования возможно получение документов от контрагентов с указанием старого наименования по различным причинам, в том числе в связи с длительным внесением изменений в формы первичных документов, являющихся приложением к договорам;

— указание на возможность принятия таких документов в целях ведения бухгалтерского учета и исчисления налоговых обязательств в связи с наличием в них всех необходимых реквизитов, позволяющих идентифицировать организацию.

Такой документ организация может предъявлять налоговым органам в случае возникновения претензий.