Акционеры, не участвующие в деятельности общества, не могут помешать его реорганизации. Главное — провести процедуру в соответствии с требованиями закона

| консультации | печать
Наша компания зарегистрирована в форме акционерного общества. На сегодняшний день большинство акционеров сошлись во мнении, что компания в организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью была бы намного более удобной для работы. Поэтому мы хотим преобразовать акционерное общество в ООО. Однако есть одна проблема: компания появилась еще в начале 90-х годов в результате приватизации. Соответственно, далеко не все акционеры были заинтересованы в управлении ее делами. Некоторые из акционеров числятся в реестре только номинально — не участвуют в собраниях и вообще никак себя не проявляют. Можем ли мы реорганизоваться с учетом того, что какие-то акционеры, скорее всего, участвовать в собрании при принятии решения не будут? Мы боимся, что если проведем реорганизацию, то потом может объявиться кто-то из этих «мертвых душ» и оспорить реорганизацию. Возможно ли это? А если кто-то вдруг неожиданно придет на собрание и будет голосовать против?

Акционеры, которые не участвуют в деятельности общества, не проблема для его реорганизации. Если все требования закона будут соблюдены, неожиданно объявившиеся «мертвые души» не смогут оспорить реорганизацию.

Первый вопрос, который может возникнуть у акционеров в описанной ситуации: а как быть с теми самыми «мертвыми душами», если решение о преобразовании АО в ООО будет принято? Им надо будет выделить долю в уставном капитале вновь образованного ООО или можно предусмотреть в решении общего собрания такой порядок, при котором акции обменяют на доли только тем акционерам, которые принимали участие в общем собрании акционеров и проголосовали за преобразование?

Как ни удивительно, но похожее дело уже было в судебной практике (постановление ФАС Московского округа от 24.09.2007, 01.10.2007 № КГ-А40/9740-07 по делу № А40-6751/07-134-51, Определением ВАС РФ от 18.02.2008 № 1330/08 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра отказано). В июне 2006 г. состоялось годовое общее собрание акционеров закрытого акционерного общества, на котором было принято решение о реорганизации путем преобразования ЗАО в ООО. За месяц до общего собрания акционеров совет директоров акционерного общества принял решение о том, что в соответствии со ст. 75 и 76 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) акционеры — владельцы голосующих акций акционерного общества вправе требовать выкупа обществом всех или части принадлежащих им акций, если они голосовали против принятия решения о его реорганизации либо не принимали участия в голосовании по этому вопросу. Этот порядок и условия были включены в текст бюллетеней для голосования. Уставный капитал создаваемого общества с ограниченной ответственностью должен был быть составлен из номинальной стоимости долей его участников, в состав которых должны были войти только те акционеры, которые голосовали за принятие решения о реорганизации.

Один из акционеров проголосовал против реорганизации, а когда акционерное общество все же преобразовали в общество с ограниченной ответственностью, он обратился в суд с требованием признать решение общего собрания, на котором было принято соответствующее решение, и запись в ЕГРЮЛ недействительными. Акционер считал, что он незаконно был лишен права обменять принадлежащие ему акции на доли в ООО и стать участником общества только на основании того, что он голосовал против принятия решения о реорганизации общества. Однако суд его доводы отклонил, указав, что, голосуя против реорганизации общества, акционер не мог не сознавать правовых последствий подобного голосования, а именно, возможного невключения его в состав участников создаваемого общества с ограниченной ответственностью. В иске было отказано.

Иными словами, если кто-то из акционеров возражает против преобразования АО в ООО, заблокировать решение большинства (ч. 4 ст. 49 Закона об АО) он не сможет. Главное — прописать условие о том, что единственной альтернативой для акционера, голосовавшего против, будет выкуп акций в порядке ст. 75 и 76 Закона об АО.

Второй вопрос, который может возникнуть у акционеров: на что может претендовать акционер, который не участвовал в общем собрании и не голосовал ни за, ни против? Тут нужно отметить, что требования акционеров о выкупе обществом принадлежащих им акций должны быть предъявлены обществу не позднее 45 дней с даты принятия соответствующего решения общим собранием акционеров (абз. 2 п. 3 ст. 76 Закона об АО). Соответственно, если акционеры голосовали против или не голосовали вовсе, у них в любом случае есть лишь 45 дней на то, чтобы потребовать выкупа своих акций обществом. Так, например, в одном деле решение о реорганизации было принято 26 апреля. Акционеры участие в этом собрании не принимали. Срок для предъявления акционерами требований о выкупе обществом акций истекал 10 июня. Акционеры направили обществу требования о выкупе принадлежащих им акций, вот только общество их получило 11 июня. Установленный законом срок был пропущен на один день, и суды отказали в удовлетворении требований акционеров о выкупе их акций (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 19.08.2014 № Ф09-4812/14 по делу № А07-10811/2013).

Иными словами, акционеры вправе собрать общее собрание, принять решение о реорганизации общества и предложить акционерам, не явившимся на собрание или голосовавшим против преобразования АО в ООО, выкупить их акции в течение 45 дней со дня принятия решения. По истечении этого срока акционеры, не явившиеся на голосование, ничего предпринять не смогут.

Но здесь есть важный нюанс: вся процедура должна быть проведена строго в соответствии с предписаниями закона. Акционерное общество обязано уведомить акционеров о проведении общего собрания и его повестке, решение должно быть принято большинством в 3/4 голосов акционеров, принимающих участие в общем собрании и т.д. Если в процедуре были допущены нарушения, это может быть основанием для обращения акционера в суд с требованием о восстановлении корпоративного контроля (об исках о возврате доли участнику корпорации мы писали в выпуске «Корпоративных стратегий» № 08 в статье «Как участнику вернуть долю в компании. Проблемы правового регулирования»).

Тут надо отметить, что право участника корпорации на возврат доли его участия не означает, что бывший акционер станет новым участником общества с ограниченной ответственностью. Пункт 3 ст. 65.2 ГК РФ указывает, что суд может отказать в возвращении доли участия, если это приведет к несправедливому лишению иных лиц их прав участия или повлечет крайне негативные социальные и другие публично значимые последствия. В этом случае лицу, утратившему помимо своей воли права участия в корпорации, лицами, виновными в утрате доли участия, выплачивается справедливая компенсация, определяемая судом. Иными словами, даже если процедура была нарушена, акционер сможет потребовать возмещения убытков, но не доли во вновь созданной компании.

К сведению

В одном деле акционеры приняли решение о преобразовании АО в ООО. Акционеры, голосовавшие против преобразования, могли претендовать на выкуп их акций по номинальной стоимости. Один из акционеров, голосовавший против реорганизации, отказался продавать свои акции на предложенных условиях и потребовал выкупить их по рыночной цене. Общество отказалось, реорганизацию провели. Спустя почти десять лет акционер обратился в суд. Суд в удовлетворении требований акционеру отказал, указав, что реорганизация прошла в установленном законом порядке, а истец пропустил срок исковой давности. Вопрос о правомерности установленной выкупной цены суд не рассматривал (Определение ВАС РФ от 15.02.2013 № ВАС-1362/13 по делу № А40-77866/10-134-596).