Срок полезного использования для лизингового имущества

| консультации | печать
Наша организация взяла в лизинг производственное оборудование. По условиям договора имущество учитывается у нас на балансе. Срок действия договора — три года. Для целей бухгалтерского учета мы установили срок службы объекта исходя из срока действия договора лизинга. Могут ли из-за этого возникнуть претензии со стороны налоговых органов в части расчета налога на имущество?

Мария Погожина, г. Санкт-Петербург

Да, вы можете столкнуться с претензия­ми проверяющих. Как показывает судебная практика, налоговые органы на мес­тах производят доначисление налога на имущество в случаях, когда компания в отношении лизингового имущества устанавливает в бухгалтерском учете срок службы объекта, равный сроку действия договора аренды. По мнению налоговых органов, в отношении лизингового имущества, учитываемого на балансе лизингополучателя, срок полезного использования должен быть определен исходя из общего срока, в течение которого имущество может приносить выгоду налогоплательщику, то есть нужно брать срок, предусмотренный Классификацией основных средств (утверждена постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Но суды в этом вопросе поддерживают налогоплательщиков. Примером может служить постановление АС Московского округа от 04.02.2015 № А40-130146/13. В этом деле рассмотрена аналогичная ситуация.

По итогам проверки инспекция установила занижение налоговой базы по налогу на имущество организаций. Налоговики посчитали, что это произошло из-за неправомерного ускоренного начисления амортизации в бухгалтерском учете по лизинговому имуществу, исходя из сроков договоров лизинга.

Но арбитры пришли к выводу, что компания правомерно определила срок полезного использования объектов основных средств, полученных в лизинг, исходя из сроков договоров лизинга. Приведем аргументацию суда.

Объектом обложения налогом на имущество признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 374 НК РФ). При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ).

Таким образом, для целей бухгалтерского учета остаточная стоимость основного средства определяется исходя из его первоначальной стоимости и амортизационных отчислений, размер которых зависит от способа начисления амортизации, выбранного налогоплательщиком, и срока полезного использования основного средства.

Согласно ПБУ 6/01 «Учет основных средств» организация самостоятельно устанавливает срок полезного использования объекта. При этом он может определяться с учетом договорных ограничений использования основного средства, в том числе срока договора аренды (п. 20 ПБУ 6/01). Отметим, что договор лизинга является разновидностью договора аренды (ст. 625 ГК РФ).

Что касается Классификации основных средств, то этот документ принят в соответствии со ст. 258 НК РФ, то есть разработан прежде всего для целей налогооб­ложения прибыли. Поэтому для целей бухгалтерского учета компания вовсе не обязана руководствоваться Классификацией основных средств.

Суды также указали, что определение срока полезного использования объекта лизинга в соответствии со сроком действия договора не означает применение налогоплательщиком ускоренных коэффициентов амортизации.

Вопрос о порядке определения срока полезного использования лизингового имущества рассматривал и Минфин России (письмо от 06.12.2011 № 03-05-05-01/94). Но, к сожалению, конкретного ответа финансисты так и не дали. Они лишь отметили, что сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит экономические выгоды (доход) организации (п. 4 ПБУ 6/01). А определяется он исходя из:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Подведем итог. На наш взгляд, организация имеет полное право для целей бухгалтерского учета установить срок полезного использования лизингового имущества, равный сроку действия догово­ра аренды. Чтобы минимизировать возможные претензии налоговых органов, рекомендуем такой порядок определения срока службы объекта, ­полученного в лизинг, прописать в учетной политике организации.

Если же спора с проверяющими избежать не удастся, то у компании есть шанс отстоять свою позицию в суде.