Как получить выписку из лицевого счета в ПФР

| консультации | печать
Я являюсь гражданином РФ (место жительства — Ленинградская область), но в настоящее время проживаю за пределами России. Скоро я на несколько дней приеду в Москву. Хочу получить выписку из своего лицевого счета в ПФР. Каким образом это сделать?

Граждане РФ относятся к застрахованным лицам в сис­теме обязательного пенсионного страхования (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»). Органы ПФР на основании обращения застрахованного лица обязаны бесплатно предоставлять ему один раз в год сведения о состоянии его индивидуального лицевого счета, включая информацию о состоянии специальной части индивидуального лицевого счета и о результатах инвестирования средств пенсионных накоп­лений (ст. 16 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Таким образом, поскольку вы являетесь гражданином РФ, вы вправе получить выписку о состоянии своего лицевого счета в ПФР.

Предоставление такой информации органами ПФР осуществляется в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 547н (далее — Рег­ламент). Из пунк­та 11 этого до­кумен­та следует, что получить выписку можно следую­щими способами:

1) лично обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства;

2) направить запрос в территориальный орган ПФР по месту жительства по почте;

3) направить запрос в территориальный орган ПФР по месту жительства в электронном виде;

4) сделать запрос через единый портал государственных или ­му­ниципальных услуг
(http://www.gosuslugi.ru).

Первый способ направления запроса требует личного посещения территориального органа ПФР по месту вашего жительства в Ленинградской области, третий возможен только при наличии у вас квалифицированной электронной подписи (п. 16 Рег­ламента, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»).

Если эти варианты вам не подходят, остаются только второй и четвертый способы. Рассмотрим их подробнее.

Запрос по почте

Запрос должен быть направлен в адрес территориального органа ПФР по месту вашего жительства в Ленинградской области по форме СЗВ-2б, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п.

Запрос должен содержать ваш фактический адрес места жительства. Он указывается в соответствии с правилами заполнения реквизита «Адрес регистрации» формы «Анкета застрахованного лица» (п. 55 Инструкции по заполнению форм до­кумен­тов индивидуального (персонифицированного) учета в сис­теме обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п, далее — Инструкция). Согласно этим правилам фактический адрес места жительства заполняется по схеме: страна, регион, район, город, населенный пунк­т, улица, дом, корпус, квартира. Если страна не Россия — остальные элементы адреса пишутся в произвольном виде (п. 3 примечаний к п. 19 Инструкции).

Таким образом, в запросе вы должны указать ваш фактический адрес проживания за границей. На него и будет отправлена выписка по вашему лицевому счету.

В Рекомендациях о порядке указания фамилии, имени, отчества и почтового адреса лицами, проживаю­щими за пределами РФ, с целью последующего получения информации по пенсионному обес­печению почтовой связью, размещенных на официальном сайте ПФР России (http://www.pfrf.ru/pens_rus_citizens_abroad/22077.html), сказано, что для обеспечения обратной связи необходимо указывать свою фамилию, имя и адрес как на русском языке, так и латинскими буквами (на языке страны проживания лица) в соответствии с почтовыми правилами государства проживания. Ответы на обращения граждан, проживающих за пределами РФ, направляются посредством дипломатичес­кой и международной почты.

К запросу нужно приложить копии российского паспорта и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, заверенные в установленном законодательством порядке (п. 14 Регламента).

Если письмо с запросом вы будете отправлять из-за границы, заверить копии паспорта и страхового свидетельства можно в российском консульстве (подп. 7 п. 2 ст. 5 Федерального закона от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации»). А если письмо будет отправляться из Москвы, заверить копии нужно будет у нотариу­са (ст. 77 Основ законодательства Российской Федерации о нотариа­те, утвержденных ВС РФ 11.02.93 № 4462-1).

Выписка будет отправлена на указанный вами в запросе адрес по почте в срок не позднее десяти дней со дня получения запроса (п. 11 Регламента).

Запрос через Единый портал

Для направления запроса этим способом нужно пройти процедуру регистрации на сайте
www.gosuslugi.ru.

К сожалению, находясь за границей, вы сможете осуществить только первую часть регистрации, которая дает доступ к ограниченному числу услуг на портале. Получение выписки из лицевого счета в ПФР в их число не входит. Для доступа к этой услуге нужно пройти про­цедуру подтверждения личности.

Как указано на портале, подтвердить личность можно двумя способами: посетить с паспортом один из центров обслуживания, оказывающих данную услугу, либо заказать код подтверждения бесплатным заказным письмом по «Почте России». Кроме того, в ряде цент­ров обслуживания возможно сразу же зарегистрироваться на портале и подтвердить личность. Перечень таких центров в Москве с их адресами и временем работы можно найти на портале госуслуг (https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/?fts=reg).

Из информации, полученной по телефону поддержки портала, следует, что письма с кодом подтверждения за границу не направляются. Таким образом, для направления запроса через единый портал гос­услуг вам нужно будет по приезде в Москву посетить один из центров обслуживания с целью получения кода подтверждения личности. Для этого вам понадобятся российский паспорт и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

После регистрации на портале и получения кода подтверждения личности вы сможете направить в ПФР запрос о предоставлении выписки посредством единого портала (п. 15 Регламента) и получить ее через портал в течение десяти минут после отправки запроса (п. 11, 38 Регламента).