Постановление о привлечении к административной ответственности лучше обжаловать отдельно от предписания

| консультации | печать
Трудовая инспекция вынесла нам предписание об устранении нарушений трудового законодательства и еще постановление о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Планируем обжаловать это постановление в суд по причине истечения срока привлечения к ответственности. Можно ли одновременно оспорить предписание, вынесенное не только по тем нарушениям, за которые выписан штраф? Можем ли мы не выполнять такое предписание до момента его обжалования?
Вопрос с сайта www.eg-online.ru

При обращении в суд необходимо отдельно обжаловать предписание государственной инспекции по труду и постановление о привлечении к административной ответственности. Для приостановления действия предписания следует обратиться с соответствующим заявлением к суду.

На обжалование «трудового» предписания у компании есть три месяца

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право выдавать работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).

Такие предписания могут быть вынесены как по результатам проведенных проверок, так и на основании заявлений работников, профсоюзов и иных лиц.

Предписания, вынесенные по результатам проверок, на основании ст. 361 ТК РФ могут быть обжалованы руководителю соответствующей инспекции, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Согласно ст. 256 ГПК РФ такое обращение в суд с заявлением может иметь место в течение трех месяцев со дня, когда работодателю стало известно о нарушении его прав.

Те же предписания государственного инспектора труда, которые вынесены при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), могут быть обжалованы в судебном порядке в десяти­дневный срок.

Обжалование предписаний трудовых инспекторов производится в судах общей юрисдикции по правилам оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, предусмотренным главой 25 ГПК РФ (постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.03.2014 № Ф03-1017/2014 по делу № А73-12694/2013).

При определении способа обжалования постановления о привлечении к административной ответственности и предписания инспекции по труду следует отметить, что главой 30 КоАП РФ предусмотрен особый порядок пересмотра постановлений о привлечении к административной ответственности.

В силу п. 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суды не вправе рассматривать дела об оспаривании решений, для которых главой 30 КоАП РФ установлен порядок их обжалования, в частности постановлений по делам об административных правонарушениях.

Таким образом, обжаловать предписание и постановление о привлечении к административной ответственности в одном производстве невозможно, и в суд необходимо подавать две жалобы.

Действие предписания можно приостановить

Невыполнение в установленный срок законного предписания государственной инспекции по труду об устранении нарушений законодательства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц — от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, на юридичес­ких лиц — от 10 000 до 20 000 руб. (ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

В случае оспаривания предписания в административном порядке следует обратиться с заявлением о приостановлении исполнения предписания до рассмотрения жалобы по существу.

При оспаривании в судебном порядке такого предписания по заявлению стороны либо по инициативе самого суда суд вправе приостановить его действие до вступления в силу соответствующего решения (ч. 2 ст. 254 ГПК РФ).

Вопрос о приостановлении действия оспариваемого предписания может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для ­заявителя.

Судебное решение

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2014 по делу № ­А41-26210/14

По итогам проведенной в обществе с ограниченной ответственностью проверки соблюдения трудового законодательства трудинспекцией в отношении главного инженера ООО было вынесено постановление о привлечении к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП, а в отношении генерального директора компании также вынесено предписание об устранении выявленных правонарушений.

Не согласившись с вынесенными постановлением и предписанием, общество обжаловало их в арбит­ражный суд.

Первая инстанция определением прекратила производство по делу в связи с неподведомственностью спора арбитражному суду. ­Генеральный директор и главный инженер ООО были привлечены к административной ответственности не в качестве субъектов предпринимательской деятельности и не в связи с осуществлением указанной деятельности, а как участники трудовых правоотношений, допус­тившие нарушение законодательства о труде. Арбитражный суд апелляционной инстанции согласился с этими выводами.

Оспариваемое постановление затрагивает правоотношения между работодателем и работниками в сфере создания условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В данных правоотношениях ООО, являясь работодателем, выступает не в качестве субъекта предпринимательской деятельности и не в связи с ее осуществлением, а как участник трудовых отношений, допустивший нарушение законодательства о труде.

Не может быть рассмотрено в арбитражном суде и требование о признании незаконным предписания, поскольку оно выдано конкретному должностному лицу — генеральному директору ООО, а не юридическому лицу, и касается нарушения им требований трудового законодательства Российской Федерации.