Сотрудники МЧС могут участвовать в прокурорской проверке без каких-либо разрешений

| консультации | печать
Сотрудник прокуратуры провел на объект двух сотрудников МЧС для проверки возможных нарушений, связанных с противопожарным режимом, тем самым подменяя действия инспектирующих органов (МЧС). У эмчеэсовцев отсутствовало направление на проверку объекта. Если прокуратура привлекает сотрудников какого-либо ведомства, то какие разрешительные документы должны быть ими представлены при проходе на охраняемый объект?

При проведении проверок прокурором могут привлекаться специалисты других государственных органов. Для допуска указанных лиц на проверяемый объект не требуется предъявления каких-либо разрешительных до­кумен­тов.

Предметом надзора органа прокуратуры является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, в том числе органами управления и руководителями коммерчес­ких и некоммерческих организаций (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», далее — Закон о прокуратуре).

Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона.

Поводом для осуществления прокурорского надзора путем проведения прокурорской проверки может являться любого рода информация, поступающая в прокуратуру: заявления, жалобы и иные обращения, материалы средств массовой информации, контролирующих органов, уголовных, гражданских и арбитражных дел, иные материалы, а также результаты анализа статис­тики, прокурорской и правоприменительной практики, непосредственное обнаружение прокурором правонарушений и т.д.

Поскольку при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, прокурор вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов власти (их перечень установлен в ст. 21 Закона о прокуратуре) выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельнос­ти подконтрольных или подведомственных им организаций (п. 1, 2 ст. 22 Закона о прокуратуре).

Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В рассматриваемом случае проводилась прокурорская проверка, при которой прокурор воспользовался своим правом и привлек для проведения проверки сотрудников МЧС. При этом у прокурора нет обязаннос­ти предъявлять какие-либо до­кумен­ты о привлечении специалистов лицам или организациям, в отношении которых проводится проверка.

Также следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении прокурорского надзора, а также проведении административного расследования положения данного закона не применяются. Следовательно, для допуска на охраняемую территорию прокурору и сотрудникам МЧС достаточно предъявления служебного удостоверения, подтверждающего преду­смотренные ст. 22 Закона о прокуратуре полномочия прокурора. Предъявлять распоряжение или приказ руководителя, замес­тителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, как того требует ч. 4 ст. 12 указанного закона, прокурору не нужно.

Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой установленную законом ответственность (ст. 6 Закона о прокуратуре).