Аудит — ежегодно

| консультации | печать
Является ли аудит обязательным или инициативным в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях?

Пунктом 16 ч. 1 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях установлено, что собственник имущества в отношении указанного предприятия принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.

Аудиторская деятельность регламентируется Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон об аудиторской деятельности). В соответствии с ч. 2 ст. 5 данного Закона обязательный аудит проводится ежегодно.

По мнению Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России (письмо от 04.04.2011 № Д06-1874) в случае принятия собственником имущества унитарного предприятия решения о проведении ежегодной аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности такой аудит будет являться обязательным.

Часть 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности содержит императивные нормы, в том числе для государственных унитарных предприятий, в части заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности таких предприятий.

Так, такой договор заключается по итогам размещения заказов путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о размещении заказов).

Способы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд установлены ст. 10 Закона о размещении заказов. Это:

  • размещение заказа у единственного исполнителя;
  • запрос котировок;
  • проведение конкурса или аукциона, в том числе в электронной форме.

обратите внимание

Государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются государственными и муниципальными заказчиками, а проведение аудиторской проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий не является государственными и муниципальными нуждами.

На основании изложенного с учетом норм ч. 4 ст. 5 Закона об аудиторской деятельности при отборе лиц в целях заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных унитарных предприятий размещение заказа возможно только путем проведения открытого конкурса.

При этом Закон о размещении заказов применяется только в части установления порядка отбора государственными унитарными предприятиями лиц для проведения обязательного аудита.