Игнорировать голоса государства — неправомерно

| консультации | печать
Государство владеет 25,5% акций открытого акционерного общества. На годовом собрании при подведении итогов голосования по вопросу об одобрении сделок с заинтересованностью, которые могут быть совершены обществом в будущем, голоса Российской Федерации как акционера учтены не были. Основанием послужило признание компании аффилированной по отношению к заинтересованным лицам (двум другим ОАО, в которых государство также владеет 25% и 25, 5% акций соответственно) как возможным сторонам планируемого к заключению в будущем договора. Правомерно ли это?

Согласно ст. 4 Закона РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее — Закон о конкуренции) аффилированными лицами юридического лица являются также:

  • лица, имеющие право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, а также вклады, доли данного юридического лица;
  • юридическое лицо, в котором данное юридическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал, а также вклады, доли этого юрлица.

В соответствии с п. 1 ст. 81 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (далее — Закон об АО) сделки (включая заем, кредит, залог, поручительство), в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе акционера общества, владеющего совместно с его аффилированными лицами свыше 20% голосующих акций, совершаются обществом в соответствии с положениями главы ХI Закона об АО.

Такой акционер признается заинтересованным в совершении обществом сделки в случаях, если он и (или) его аффилированные лица:

  • являются стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20 и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке;
  • занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем в сделке, а также управляющей организации такого юридического лица;
  • в иных случаях, определенных уставом общества.

Таким образом, можно предположить, что Российская Федерация в рассматриваемой ситуации может быть признана заинтересованным лицом, так как владеет более чем 20% акций каждой из трех компаний.

Между тем, несмотря на то, что Закон о конкуренции прямо не указывает, что его нормы, определяющие понятие аффилированности, применяются к публично-правовым образованиям, он должен применяться только к субъектам, участвующим в конкурентных отношениях — предпринимателям, поскольку призван регламентировать конкуренцию. В частности, такая позиция отражена в решении Арбитражного суда Красноярского края от 02.08.2006 по делу № А33-33865/2005, согласно которому требования государства были удовлетворены, а неучет его голосов признан необоснованным. При этом Российская Федерация также голосовала против одобрения сделки, что фактически подтверждает отсутствие ее заинтересованности.

В соответствии с п. 7 ст. 49 Закона об АО акционер вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований указанного закона, иных правовых актов РФ, устава общества, в случае, если он не принимал участия в общем собрании или голосовал против принятия такого решения, а также если указанным решением нарушены его права и законные интересы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда акционер узнал или должен был узнать о принятом решении.

Между тем, суд вправе с учетом всех обстоятельств дела оставить в силе обжалуемое решение, если голосование данного акционера не могло повлиять на результаты голосования, а также если допущенные нарушения не являются существенными и решение не повлекло причинение убытков данному акционеру.

В соответствии с п. 2, 3 ст. 49 Закона об АО решения об одобрении сделок с заинтересованностью принимаются общим собранием только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом общества, большинством голосов акционеров — владельцев голосующих акций общества, участвующих в собрании.