Поводом для запроса в банке выписки операций по расчетному счету могут быть только мероприятия налогового контроля

| консультации | печать
Прихожу в налоговую инспекцию, а у инспектора на компьютере распечатка по расчетному счету. Сидит смотрит — откуда деньги пришли, куда ушли! А ведь это коммерческая тайна, если это станет известно конкурентам, можно лишиться бизнеса! Прошу пояснить, насколько правомерны действия налоговой инспекции по получению напрямую из банка электронной выписки по операциям по расчетному счету организации без назначения выездной налоговой проверки? Правомерно ли поступил банк, выдав налоговой инспекции выписку без уведомления своего клиента? Есть ли судебная практика по данному вопросу?

В силу Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее — Закон о коммерческой тайне) информацией, составляющей коммерческую тайну, признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и т.д.), которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателями введен режим коммерческой тайны. Этот режим конфиденциальности информации позволяет ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Исходя из этого выписка операций по расчетному счету относится к информации, составляющей коммерческую тайну.

Законом о коммерческой тайне предусмотрено, что доступ к коммерческой информации (ознакомление с ней определенными лицами) возможен только с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности.

В частности, Законом о коммерческой тайне предусмотрено предоставление коммерческой информации органам государственной власти, иным госорганам, органам местного самоуправления в целях выполнения их функций.

Согласно ст. 6 Закона о коммерческой тайне обладатель информации, составляющей коммерческую тайну (то есть сама организация или в вашем случае банк), по мотивированному требованию органа государственной власти, иного органа, органа местного самоуправления предоставляет им информацию, составляющую коммерческую тайну.

При этом Законом о коммерческой тайне установлено, что мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования такой информации и срок ее предоставления, если иное не установлено федеральными законами.

Одной из форм налогового контроля, предусмотренного главой 14 Налогового кодекса РФ, является информирование налоговых органов банками о своих клиентах.

На основании п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.

Справки о наличии счетов и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей) в банке могут быть запрошены налоговыми органами в случаях проведения мероприятий налогового контроля у этих организаций (индивидуальных предпринимателей).

Согласно приложению 4 к форме запроса о предоставлении выписки по операциям на счете организации приказа ФНС России от 05.12.2006 № САЭ-3-06/829@ «Об утверждении порядка направления налоговым органом запросов в банк о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, о предоставлении выписок по операциям на счетах организаций (индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты) на бумажном носителе и форм соответствующих запросов» в мотивировочной части запроса указывается одно или несколько оснований:

  • вынесение решения о взыскании налога (сбора, пеней, штрафа);
  • принятие решений о приостановлении операций или об отмене приостановления операций по счетам организации;
  • проведение в отношении организации мероприятий налогового контроля (например, проведение в отношении налогоплательщика камеральной, выездной (повторной выездной) налоговой проверки, истребование документов (информации) о проверяемом налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных фактическим отсутствием налогоплательщика по адресу, указанному в учредительных документах, проведение в отношении налогоплательщика мероприятий налогового контроля, вызванных непредставлением налогоплательщиком в установленные сроки документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, осуществление иных целей и задач налогового контроля).
  • Таким образом, из содержания п. 2 ст. 86 НК РФ следует, что выписка по операциям на счете может быть запрошена налоговой инспекцией у банка, только если в отношении вашей организации инспекцией проводились мероприятия налогового контроля. В этом случае банк обязан предоставить соответствующую информацию инспекции по ее мотивированному запросу.

Для банка законодательством не установлено обязанности уведомления клиента о получении такого запроса. Однако на практике банки часто отказывают налоговым органам в предоставлении подобной информации. Вся судебная практика по данному вопросу как раз связана с оспариванием привлечения к ответственности банков за нарушение ими п. 2 ст. 86 НК РФ.

Очень часто банки выигрывают споры, так как налоговые органы не могут подтвердить проведение предусмотренных НК РФ мероприятий налогового контроля (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 10407/08, № 10846/08).