Если аренда запрещена, можно обойтись без нее

| консультации | печать
У нас есть основные средства — открытые площадки. Но они находятся в федеральной собственности, а нам переданы в безвозмездное пользование в 1993 г. Эти площадки мы по договору сдаем в пользование своим клиентам I под накопление или хранение грузов по установленным нами тарифам сроком до года. Аудиторы нам сделали замечание, что это не пользование объектом, а аренда, которую нам Комитет управления государственным имуществом не разрешил осуществлять. Какая разница между арендой и пользованием площадями? И действительно ли мы нарушаем договор, сдавая площадки для тех же целей, для которых они построены?

По договору аренды(имущественного найма) арендода­тель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (на­нимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).

По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее полу­чила, с учетом нормального износа или в состоянии, обу­словленном договором (п. 1 ст. 689 ГК РФ).

Таким образом, аренда — это, по сути, синоним возмезд­ного пользования. Аудиторы правы. Раз вы получаете пла­ту за пользование площадками, то договор, формально не определенный как договор аренды, при судебном рассмот­рении будет трактоваться как договор аренды.

Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ). Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственни­ком сдавать имущество в аренду. Согласно ст. 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование при­надлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником.

Так как ваша организация не является собственником, то сдача площадок в пользование (неважно, в безвоз­мездное или возмездное) без санкции на то собственника незаконна. Более того, если бы общество арендовало площадки, то могло бы сдавать их в субаренду с согласия арендодателя на основании п. 2 ст. 615 ГК РФ. Но общест­во пользуется площадками на основании договора без­возмездного пользования.

В соответствии с п. 2 ст. 689 ГК РФ к договору безвоз­мездного пользования, в частности, применяются прави­ла, предусмотренные п. 1 и 3 ст. 615 ГК РФ в отношении пользования арендованным имуществом. То есть прави­ла п. 2 ст. 615 ГК РФ о субаренде к договору безвозмезд­ного пользования не применяются. Следовательно, ссу­дополучатель не вправе передавать имущество другим лицам в пользование.

И если он пользуется имуществом не в соответствии с ус­ловиями договора безвозмездного пользования или назначением имущества, ссудодатель (в рассматриваемом случае КУГИ) имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 2 ст. 689, п. 3 ст. 615 ГК РФ).

Закон есть закон, и не следует его нарушать. Нужно найти другой способ получения доходов от эксплуатации площадок. Можно посоветовать оформить отношения с пользователями в виде договора о совместной деятель­ности (ст. 1041 ГК РФ) либо договора хранения(ст. 886 ГК РФ). И в том и в другом случае ваша организация должна взять на себя обязанности хранителя грузов. Только при использовании договора о совместной деятельности (простого товарищества) нужно стараться, чтобы его нельзя было трактовать как договор аренды.