Земля — тревоги наши...

| консультации | печать
Наше предприятие является арендатором нежилого помещения муниципальной собственности согласно договору аренды, зарегистрированного Регистрационной палатой Чувашской Республики при участии арендодателя и балансодержателя. В соответствии с указанным договором наше предприятие производит оплату за аренду арендодателю, оплату за коммунальные услуги — балансодержателю. Балансодержатель второй год выставляет нам счета на оплату налога за землю и пени, хотя наша организация не является ни собственником земли, ни землепользователем, ни землевладельцем, и даже не арендует землю. Является ли наше предприятие плательщиком налога на землю? Нужно ли оплачивать счета и пени балансодержателя с формулировками «налог на землю» и «пени по налогу на землю»?

Закон РФ от 11.10.91 № 1738-1 «Оплате за землю»оп­ределяет, что ежегодным земельным налогом облагают­ся только собственники земли, землевладельцы и земле­пользователи, кроме арендаторов. При этом основанием для установления налога за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения и поль­зования земельным участком.

За земельные участки, необходимые для обслужива­ния нежилых строений, предоставленные в пользование юридическим лицам по договорам аренды, земельный налог взимается с арендодателя.

Таким образом, организация, которая не является собст­венником земли, землепользователем либо землевла­дельцем и соответственно не имеющая документа, удосто­веряющего право собственности, владения и пользования земельным участком, налог на землю не уплачивает.

Это означает, что оплачивать счета балансодержателя с формулировками «налог на землю» и «пени по налогу на землю» не нужно.

Недавно на собрании дачного кооператива наш председатель сказал, что теперь налог на землю каждый из членов кооператива будет уплачивать самостоятельно на основании рас­четов, которые нам будут высылать налоговые органы. Разъясните, пожалуйста, ситуацию, ведь раньше этот налог уплачивался коопера­тивом централизованно.

Если члены жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, а также садо­водческих, огороднических и животноводческих товари­ществ имеют документы, удостоверяющие право собст­венности на земельный участок, земельный налог исчис­ляется каждому из них налоговыми органами. В этом слу­чае каждый член данного кооператива или товарищества уплачивает земельный налог самостоятельно.

До выдачи свидетельства на право собственности на зе­млю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками членам указанных выше кооперати­вов и товариществ налогоплательщиками земельного на­лога являются кооперативы и товарищества. В таком случае указанные организации представляют налоговые деклара­ции по земельному налогу в налоговые органы того адми­нистративного района, на территории которого находятся земельные участки (за исключением членов кооперативов и товариществ, получивших такие свидетельства).

Когда члены жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, садоводческих, огороднических и животноводческих товариществ получат свидетельства на право собственности на землю, пожиз­ненного наследуемого владения, пользования земельными участками, исчисление земельного налога будет произво­диться каждому из них налоговыми органами.

Таким образом, те члены кооператива, которые имеют правоустанавливающие документы на земельные участ­ки, уплачивают земельный налог самостоятельно на ос­новании уведомлений, полученных из налоговых орга­нов, а за остальных земельный налог перечисляется в бюджет централизованно правлением кооператива.

Государственное унитарное предприятие име­ет свидетельство на право постоянного (бес­срочного) пользования земельным участком (площадью 4800 кв. м) от 1996 года. При ин­вентаризации земельных участков (для при­своения кадастровых номеров) фактическая площадь земли оказалась 8614 кв. м. Обязано ли предприятие заключить договор аренды земли на разницу в площади земельно­го участка, выявленную при инвентаризации? Возможна ли ситуация, когда сумма аренды земли в городе в 10 раз превышает сумму на­лога на землю?

Право постоянного (бессрочного) пользования земель­ным участком, находящимся в государственной или муни­ципальной собственности, предоставляется юридическим лицам на основании решения государственного или му­ниципального органа, уполномоченного предоставлять зе­мельные участки в такое пользование (п. 1 ст. 268 ГК РФ).

С момента вступления в силу Земельного кодекса РФ (30.10.2001) земельные участки могут быть предоставле­ны вновь в постоянное (бессрочное) пользование только лицам, указанным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, а именно: государст­венным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государствен­ной власти и органам местного самоуправления (п. 8 ст. 3 Закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Что касается земельных участков, находящихся в госу­дарственной или муниципальной собственности, предоста­вленных лицам, не названным в п. 1 ст. 20 ЗК РФ до вступ­ления его в силу (в частности, государственным унитарным предприятиям), то здесь хотелось бы отметить следующее.

Согласно п. 2 ст. 3 Закона № 137-ФЗ юридические лица (за исключением указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользо­вания земельными участками на право аренды земель­ных участков или приобрести земельные участки в собст­венность по своему желанию до 1 января 2006 года.

Поскольку в свидетельстве на право постоянного (бес­срочного) пользования земельным участком указана пло­щадь в размере 4800 кв. м, а фактически она составляет 8614 кв. м, то ваша организация по своему выбору имеет право: отказаться от этой разницы, выкупить ее или арендо­вать. Принудить организацию заключить договор аренды на излишки земли, выявленные при инвентаризации, никто не может, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 154 ГК РФ для заключения любого договора, в том числе и аренды земли, необходимо выражение согласованной воли двух сторон.

Порядок определения размера арендной платы за зе­мли, находящиеся в муниципальной собственности, уста­навливается органами местного самоуправления (п. 3 ст. 65 ЗК РФ). При аренде земель, находящихся в муници­пальной собственности, соответствующие органы испол­нительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам их использования и категори­ям арендаторов, поэтому в их компетенции находится ус­тановление абсолютно любого размера арендной платы за указанные земли.

Наша организация арендует земли у физиче­ских лиц, причем часть из них освобождены от уплаты земельного налога (участники Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп). Правали ИМНС, требуя с нашего предприятия уплаты земельного налога за земли льготников?

Ежегодным земельным налогом облагаются собствен­ники земли, землевладельцы и землепользователи, кро­ме арендаторов (ст. 1 Закона РФ от 11.10.91 № 1738-1 «О плате за землю»).

Что касается льготников, то согласно ст. 12 Закона РФ № 1738-1 при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) с них взимается земельный налог исходя из площади, переданной в аренду (пользование). Таким об­разом, ИМНС следует требовать уплаты налога на землю не с арендатора земельного участка, а с арендодателя.