Переговоры в ресторане

| консультации | печать
Работник предприятия был отправлен в служебную командировку за пределы РФ. Прибыв в пункт назначения, командируемый пригласил руководителя фирмы-партнера в ресторан для ведения переговоров. По возвращении из командировки директор представил счет из ресторана, а также подписанный обеими сторонами протокол ведения переговоров. В организации имеется приказ о направлении руководящего сотрудника в служебную командировку за пределы РФ с полномочиями проведения официального приема (обеда). Кроме того, был составлен акт, содержащий перечень обсуждаемых вопросов во время переговоров, цели, дату, место проведения и состав участников. Относятся ли расходы на проведение официального приема к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль?

Расходы, связанные с оплатой ресторанного обслужи­вания, необходимого для ведения деловых переговоров, на наш взгляд, можно рассматривать в качестве расходов на обслуживание представителей других организаций. Причем независимо от того, где проведена встреча. Эти затраты организация вправе отнести на расходы для це­лей налогообложения прибыли.

Представительские расходы включаются в состав про­чих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ).

К представительским относятся затраты на официаль­ный прием и обслуживание представителей организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или другого руководящего органа платель­щика, независимо от места проведения таких мероприя­тий (п. 2 ст. 264 НК РФ).

Представительские расходы в течение отчетного (нало­гового) периода включаются в состав прочих в размере, не превышающем 4% от расхода на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.

Плательщик обязан помнить, что расходы должны быть обоснованны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Для этого необходимы не только первичные доку­менты (счета, акт на списание), которые подтверждают произведенные расходы, но и документы, подтвержда­ющие связь их с производством. Такими документами являются: смета представительских расходов, повестка для предстоящих переговоров, официальные пригла­шения участникам, протокол переговоров. Кроме того, перед командировкой должен быть составлен приказ руководителя о выдаче подотчетных сумм. В нем также указываются лица, которым предоставляются денежные средства.

В данной ситуации все эти документы есть у организа­ции. Поэтому смело можно сказать, что представитель­ские расходы обоснованны и документально подтвер­ждены.

Однако следует обратить внимание на то, каким обра­зом производится списание на представительские расхо­ды спиртных напитков. Ведь если переговоры проходили в ресторане, то вполне возможно, что в счете указана сто­имость спиртных напитков.

По этому поводу существуют письма и разъяснения на­логовиков и Минфина РФ. Давайте рассмотрим все по по­рядку.

Для признания в качестве представительских расходов затрат по приобретению продуктов питания в магазинах и готовых блюд в ресторанах организация должна пред­ставить программу проведения официального приема. В ней указываются вид официального мероприятия (завт­рак, обед или иное аналогичное мероприятие), дата мероприятия, место проведения, меню, перечень товаров и услуг, используемых для проведения приема, состав и ко­личество официальных лиц. Об этом говорится в Письме УМНС России по Московской области от 10 марта 2004 г. В отношении расходов по приобретению алкогольной про­дукции налоговики отметили, что поскольку «алкоголь­ные» расходы не предусмотрены исчерпывающим переч­нем затрат на представительские цели, то их нельзя учи­тывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 264 НК РФ). Почему же алкоголь нельзя отнести к «буфетному обслуживанию» или «расходам на проведение обеда или другого такого же мероприятия»? Ведь блюда, которые подаются на приемах, в перечне то­же не перечислены.

К противоположному выводу пришел ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 31 мая 2004 г. № А56-34683/03. По мнению налогового органа, подате­ля жалобы, организация неправомерно включила в со­став прочих расходов в качестве представительских рас­ходов стоимость алкогольных напитков. Рассмотрев де­ло, судьи сочли, что в п. 2 ст. 264 НК РФ не детализиру­ется перечень затрат, которые относятся к представи­тельским расходам. Данная норма не определяет пере­чень продуктов и напитков, которые не могут включать­ся в состав представительских расходов. В итоге было принято решение, что налогоплательщик обоснованно включил в состав прочих расходов затраты на приобре­тение алкогольной продукции в качестве представи­тельских расходов.

Есть еще одно разъяснение по этому сложному воп­росу, которое представил Минфин РФ (Письмо от 9 ию­ня 2004 г. № 03-02-05/1/49). Департамент налоговой и та­моженно-тарифной политики сообщает следующее. Ра­сходы организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые не превышают 4% от расходов на оплату труда за отчетный (налоговый) период, если они произведены в размерах, предусмот­ренных обычаем делового оборота при проведении де­ловых переговоров (сделок). При этом под обычаем де­лового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предприниматель­ской деятельности правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).

По нашему мнению, несмотря на то что понятия «обы­чаи делового оборота» НК РФ не содержит, это не исклю­чает возможности отнесения к представительским расхо­дам затрат на алкоголь.