К целевым поступлениям не относятся...

| консультации | печать
Бюджетное учреждение, являющееся подразделением Государственной противопожарной службы, осуществляет организацию работ по предупреждению и тушению пожаров на охраняемых объектах (на предприятиях, в организациях). Согласно договорам, заключенным между учреждением и коммерческими организациями и предприятиями, средства, поступающие от них в качестве платы за услуги, расходуются на содержание пожарных частей (выплаты денежного довольствия личному составу, материально-техническое обеспечение, содержание пожарной и специальной техники).
Являются ли средства, поступающие подразделениям Государственной противопожарной службы в качестве платы за услуги по организации предупреждения пожаров, их тушения и проведению аварийно-спасательных работ на предприятиях и в организациях, целевыми? Могут ли они не признаваться доходами согласно ст. 41 НК РФ и соответственно не облагаться налогом на прибыль организаций?

Принципы определения доходов устанавливает ст. 41 НК РФ. В соответствии с данной статьей доходом призна­ется экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и оп­ределяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Следовательно, при определении доходов, учитывае­мых и неучитываемых в целях исчисления налога на при­быль, нужно руководствоваться главой 25 НК РФ.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы, полученные в виде целевых посту­плений (п. 2 ст. 251 НК РФ). К ним, в частности, относятся:

—целевые поступления из бюджета;

—целевые поступления на содержание некоммерче­ских организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получате­лями по назначению.

Имейте ввиду!

К целевым поступлениям на содержание некоммер­ческих организаций и ведение ими уставной деятель­ности относятся, в частности, вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в пуб­лично-правовые профессиональные объединения, по­строенные на принципе обязательного членства, пае­вые вклады, а также пожертвования, признаваемые та­ковыми в соответствии с ГК РФ.

Следовательно, к целевым поступлениям относятся средства, получаемые из бюджета по смете доходов и расходов, средства, безвозмездно получаемые от других организаций или физических лиц и использованные ука­занными получателями по назначению, а также средства, получаемые на содержание некоммерческих организа­ций и ведение ими уставной деятельности, в виде пожер­твований. Напоминаем, что бюджетные учреждения яв­ляются некоммерческими организациями.

В целях налогообложения основным критерием целе­вых поступлений, получаемых от других коммерческих организаций, является их безвозмездность.

Из ситуации же следует, что договоры, заключаемые подразделением Государственной противопожарной служ­бы с коммерческими организациями на оказание услуг по организации предупреждения пожаров, их тушения и про­ведению аварийно-спасательных работ на их объектах, сле­дует рассматривать как один из видов договоров о возмезд­ном оказании услуг, который регулируется главой 39 ГК РФ.

К сведению!

По договору возмездного оказания услуг исполни­тель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услу­ги (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

В рассматриваемом случае подразделение выступает исполнителем, оказывает для заказчика услуги за плату, то есть на возмездной основе. А возмездное оказание ус­луг или выполнение работ одним лицом другому считает­ся реализацией товаров (работ, услуг) согласно п. 1 ст. 39 НК РФ. Следовательно, средства, получаемые подразде­лением от организаций за оказанные им услуги, следует рассматривать как доход, полученный от реализации ус­луг, а не как целевые поступления.

Напоминаем, что в целях налогообложения доходами от коммерческой деятельности для бюджетных учрежде­ний признаются доходы, получаемые ими от юридиче­ских и физических лиц по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и внереализацион­ные доходы (п. 1 ст. 321.1 НК РФ).

Бюджетные учреждения ведут налоговый учет в соответ­ствии с требованиями главы 25 НК РФ. Так, статья 321.1 НК РФ предусматривает раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финанси­рования и за счет иных источников. Под иными источника­ми подразумеваются доходы, полученные от коммерческой деятельности. Налоговую базу бюджетные организации оп­ределяют как разницу между суммой доходов, полученных от коммерческой деятельности, и суммой фактических рас­ходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.