Реализация решений в производственных кооперативах

| консультации | печать
В производственном кооперативе избраны правление и председатель. 1. Что является для бухгалтера основанием для выплаты дивидендов: протокол общего собрания или приказ руководителя? 2. Каким документом доводятся до исполнителей решения правления кооператива?
Прежде всего обсудим упоминание о дивидендах в первом вопросе.
Деятельность производственных кооперативов регулируется, в частности, положениями Федерального закона от 08.05.1996 N 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (далее - Закон о кооперативах). Статья 12 этого правового акта устанавливает, что прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым и (или) иным участием в деятельности данной организации, также соответственно размеру их паевого взноса. При этом по решению общего собрания членов кооператива часть прибыли может распределяться между его наемными работниками.
Как видим, приведенные положения, устанавливающие правила распределения прибыли, не упоминают о дивидендах. Не говорится о них и в иных нормах Закона о кооперативах. Кроме того, выплачиваемые на основании ст. 12 этого правового акта суммы не соответствуют понятию "дивиденды", поскольку их величина зависит не только от размера паевого взноса, но и от иных критериев. Названная статья допускает также распределение прибыли между наемными работниками.
Учитывая изложенное, далее в ответе на первый вопрос мы будем говорить не о дивидендах, а о выплатах, связанных с распределением прибыли.
Теперь проанализируем отдельные положения Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухучете).
Из содержания ст. 6 этого Закона следует, что ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители данных организаций. Эти должностные лица в зависимости от объема учетной работы могут, в частности, учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, либо ввести в штат должность бухгалтера.
Поскольку из представленной информации не следует иное, будем исходить из того, что в данном случае имеется в виду бухгалтер, не входящий в бухгалтерскую службу, возглавляемую главным бухгалтером, а являющийся единственным работником, занимающимся вопросами бухгалтерского учета и обладающий полномочиями главного бухгалтера.
Статьей 7 Закона о бухучете, в частности, установлено, что главный бухгалтер (бухгалтер - при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ему же он непосредственно и подчиняется, неся при этом ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Поскольку главный бухгалтер (бухгалтер, наделенный его полномочиями) подчиняется непосредственно руководителю организации, в своих действиях он должен руководствоваться приказами или иными документами, выражающими волю именно руководителя.
А теперь обратимся к ст. 2 Закона о бухучете, содержащей определения понятий, используемых в этом правовом акте. Согласно этой статье руководитель организации - это руководитель ее исполнительного органа либо лицо, ответственное за ведение дел организации.
Исполнительным органам производственного кооператива посвящена ст. 17 Закона о кооперативах. Данная статья, в частности, устанавливает, что указанные органы осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива. В организации с числом членов более десяти общим собранием избирается правление из числа членов кооператива, которое возглавляет председатель кооператива, избираемый общим собранием.
Таким образом, председатель кооператива по своему положению является руководителем исполнительного органа кооператива. В силу ст. ст. 2 и 7 Закона о бухучете именно ему непосредственно подчиняется бухгалтер кооператива.
Следовательно, основанием для выплат, связанных с распределением прибыли, для бухгалтера является именно приказ председателя кооператива.
Сделанный нами вывод вовсе не противоречит ст. 15 Закона о кооперативах, устанавливающей, в частности, что к исключительной компетенции общего собрания относится распределение прибыли и убытков кооператива. Ведь в данном случае мы говорим не об органе, принимающем решение о распределении прибыли, а о документе, посредством которого данное решение реализуется.
Отвечая на второй вопрос, вновь обратимся к положениям Закона о кооперативах.
Из ст. 17 этого правового акта следует, что в компетенцию правления кооператива входят вопросы, не отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов данной организации и наблюдательного совета кооператива. При этом уставом кооператива определяются вопросы, по которым решения принимаются председателем кооператива единолично.
В пределах полномочий, предоставленных уставом кооператива, его председатель действует от имени кооператива без доверенности, представляет кооператив в органах государственной власти и местного самоуправления, а также в организациях.
Кроме того, он распоряжается имуществом кооператива, заключает договоры и выдает доверенности, в том числе с правом передоверия, открывает счета в банках и других кредитных организациях, осуществляет прием и увольнение наемных работников.
Председатель кооператива также издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения членами кооператива и его наемными работниками.
Особое внимание обратим на полномочие председателя кооператива издавать обязательные для исполнения приказы и распоряжения. Отметим также, что Закон о кооперативах не упоминает о каких-либо иных документах, которые не только выражали бы волю правления, но и были бы обязательными для исполнения членами кооператива и его наемными работниками.
Поэтому мы считаем, что решения правления производственного кооператива должны реализовываться (доводиться до исполнителей) посредством издаваемых председателем приказов и распоряжений.
Если решение касается вопросов, которые председатель кооператива не вправе решать единолично, то в издаваемом им документе должна содержаться ссылка на соответствующий документ, выражающий волю правления.