Плата за проезд при наличии бесплатной альтернативы

| консультации | печать
Наша организация занимается автомобильными перевозками. Часть маршрутов проходит по платному участку федеральной трассы М4 «Дон». Можем ли мы учесть в целях исчисления налога на прибыль затраты на оплату проезда по платному участку дороги, имеющему объездные пути?

Для целей исчисления налога на прибыль в расходах можно учесть любые затраты, произведенные для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом расходы должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ).

В данном случае проезд по платному участку дороги обусловлен маршрутом доставки груза. Следовательно, затраты на оплату проезда по этому участку непосредственно связаны с основной деятельностью вашей организации, направленной на получение дохода, — осуществлением автомобильных перевозок.

Но насколько экономически обоснованны данные расходы? Когда платный участок дороги не имеет бесплатных альтернативных объездных путей и является единственным путем проезда, оплата за проезд по нему, безусловно, экономически обоснованна. Ведь как-то иначе доставить груз организация не сможет.

При наличии у платного участка дороги бесплатного объездного пути у проверяющих может возникнуть желание исключить плату за проезд из состава расходов как экономически необоснованный расход. Ведь организация могла бы избежать таких расходов, если бы воспользовалась бесплатным объездным путем.

На наш взгляд, затраты на оплату проезда по платному участку дороги могут быть экономически обоснованными и при наличии бесплатных объездных путей. Объясним почему.

Проезд по платным дорогам регулируется Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденными постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 № 18 (далее — Правила).

Владелец платной автомобильной дороги (оператор) обязан обеспечивать соответствие транспортно-эксплуатационных характеристик платной автомобильной дороги нормативным требованиям, беспрепятственный проезд транспортных средств пользователей по платной автомобильной дороге, исключающий образование дорожных заторов, устранять в установленные сроки неисправности, препятствующие нормальному использованию платной автомобильной дороги, а также обеспечивать перемещение транспортного средства, прекратившего движение по платной автомобильной дороге вследствие его технической неисправности, в том числе в результате ДТП, и создающего опасность для движения других транспортных средств, на охраняемую стоянку ближайшего пункта взимания платы (п. 19 Правил). То есть проезд по платной дороге будет более быстрым и безопасным как для автомобиля, так и для перевозимо­го груза.

У объездного пути, как правило, большая протяженность, худшее качество дорожного покрытия и меньшая пропускная способность (иначе платной дорогой никто бы не пользовался). Таким образом, проезд по объездному пути чреват для организации увеличением сроков доставки груза, риска порчи груза и автотранспортного средства от тряски из-за плохого дорожного покрытия, расходов на ГСМ из-за большего пробега. Значит, плата за проезд экономически оправданна.

Документальным подтверждением расходов будут служить проездные талоны, которые используются в качестве документов, свидетельствующих о заключении договора с оператором и оплате проезда (п. 13 Правил). Их выдача водителям, оплатившим проезд, осуществляется в пункте взимания платы. В случае оплаты проезда с использованием технических средств автоматической электронной оплаты документ об оплате проезда выдается в пункте взимания платы по требованию водителя.

Затраты на оплату проезда по платному участку дороги можно учесть в составе прочих расходов на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ как консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы.