Доверяя, проверяй!

| консультации | печать
Мой муж пользуется услугами платной автостоянки. Придя в очередной раз за автомобилем, он обнаружил на нем значительные повреждения. Организация, которой принадлежит данная стоянка, отказывается возмещать ущерб, ссылаясь на то, что согласно договору она несет ответственность только за утрату транспортного средства. Являются ли такие возражения обоснованными, учитывая, что потребитель в любом случае вправе требовать возмещения ущерба за ненадлежаще оказанную услугу?

Оставляя автомобиль на платной стоянке, вы вступаете в договорные отношения с ее владельцем. Договор может быть заключен как путем составления одного документа, подписанного сторонами, так и в иной форме. Например, установление договорных отношений может подтверждать квитанция, выданная владельцу автомобиля. Договор, заключаемый в данном случае, является публичным. Это значит, что владелец стоянки не вправе при наличии свободных мест отказать в парковке автомобиля. В то же время он является договором присоединения — его условия заранее определены стороной. Если такие условия устраивают вторую сторону, она обращается за оказанием услуги.

Условия, на которых транспортное средство принимается на хранение, могут быть разные. Соответственно различной может быть и ответственность, на которую соглашается владелец платной стоянки. Поэтому, прежде чем оставить на хранение свой автомобиль и заключить договор, ознакомьтесь с предлагаемыми условиями хранения.

Отношения по договорам об оказании гражданам услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по которым исполнителем является организация или индивидуальный предприниматель, регулируются Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». Им предусмотрено, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются также иными нормативными актами РФ. Правительство РФ вправе устанавливать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров, в том числе и договоров об оказании услуг.

Постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2001 г .№ 795 утверждены Правила оказания услуг автостоянок. Согласно п. 32 Правил в случае утраты (хищения), повреждения или нарушения комплектности автомототранспортного средства при хранении на автостоянке исполнитель обязан возместить убытки, причиненные потребителю, если иное не предусмотрено договором.

Таким образом, если в договоре, согласно которому гражданин хранил на стоянке свой автомобиль, действительно было оговорено, что организация не несет ответственности за повреждение транспортного средства, то потребитель не может требовать от исполнителя возмещения ущерба.