Учет и оплата времени в командировке

| консультации | печать
Сотруднику организации установлена пятидневная 40-часовая рабочая неделя. Находясь в командировке с понедельника по воскресенье, он ежедневно работает 11 часов вместо восьми. Как это отразить в табеле учета рабочего времени? Каков порядок оплаты дней нахождения в командировке?

В соответствии со ст. 166 Трудового кодекса РФ служебная командировка — это поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

При направлении работника в служебную командировку ему гарантируют сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).

По смыслу этих норм на время командировки работник прекращает исполнять свою трудовую функцию в месте постоянной работы и исполняет служебное поручение вне места такой работы. Иными словами, находясь в командировке, работник выполняет отдельное служебное поручение, а не трудовую функцию, закрепленную в трудовом договоре. Соответственно время командировки не является рабочим в том смысле, в каком оно определено в ст. 91 ТК РФ.

Выполняя требование ч. 4 ст. 91 ТК РФ, работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником. Для этого применяются унифицированные формы № Т-12 и Т-13, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

Согласно Указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации графы 4 и 6 верхней строки применяются для отметки условных обозначений (кодов) затрат рабочего времени, а нижней — для записи продолжительности отработанного или неотработанного времени (в часах, минутах) по соответствующим кодам затрат рабочего времени на каждую дату.

При отражении неявок на работу, учет которых ведется в днях (отпуск, дни временной нетрудоспособности, служебные командировки, отпуск в связи с обучением, время выполнения государственных или общественных обязанностей и т.д.), в графах верхней строки табеля учета рабочего времени проставляются только коды условных обозначений, а графы нижней строки остаются пустыми.

Для обозначения времени командировки установлен буквенный код К и цифровой — 06. Отметки в табеле о причинах неявок на работу производятся на основании документов, оформленных надлежащим образом.

На основании приказа о направлении работника в командировку, в котором зафиксирован период служебной поездки работника в календарных днях, а также проездных документов и служебного задания в табеле учета рабочего времени все календарные дни командировки, включая выходные и нерабочие праздничные дни, отмечаются кодом К или 06. В противном случае из табеля не будет видно, что это единый период командировки. Графы 4 и 6 нижней строки остаются незаполненными. Ведь учет неявок на работу в связи с командировкой ведется в днях. Соответственно продолжительность выполнения служебного поручения в рабочие дни в табеле не фиксируется, даже если у работодателя, со слов работника или по сведениям из других источников, имеется такая информация.

Согласно п. 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 (далее — Положение), средний заработок сохраняется за все дни работы по графику, установленному в командирующей организации, которые приходятся как на период нахождения работника в командировке, так и на дни нахождения в пути, в том числе на время вынужденной остановки в пути. При этом в целях Положения командирующей организацией является организация, работа в которой обусловлена трудовым договором (п. 3 Положения).

Таким образом, средний заработок выплачивается работнику только за рабочие дни, пропущенные в связи с командировкой.

За время командировки нужно выплачивать именно средний заработок, а не заработную плату. Это подтверждает и Роструд в письме от 05.02.2007 № 275-6-0. Из него следует, что выплата работнику, направленному в служебную командировку, заработной платы за дни нахождения в командировке будет противоречить положениям ТК РФ.

Существует и другая позиция: работникам с повременной системой оплаты труда (на основе часовой, дневной ставки или оклада) за время нахождения в командировке вместо среднего заработка может выплачиваться обычная заработная плата при соблюдении требований ст. 167 ТК РФ, то есть не менее гарантированного среднего заработка, поскольку это не ухудшает положения работника.

На наш взгляд, работодатель в любом случае обязан выплачивать работникам за все рабочие дни в командировке средний заработок, как того требуют ст. 167 ТК РФ и п. 9 Положения. При этом он вправе принять решение, что командированным работникам будет не только сохранен средний заработок, но произведена доплата в размере разницы между текущей (фактической) заработной платой и величиной сохраненного на период командировки среднего заработка. Аналогичный подход предложили специалисты Минздравсоцразвития России на официальном сайте.

Отметим, что Минфин России подтверждает возможность учета для целей налогообложения затрат в виде дополнительных вознаграждений работникам помимо среднего заработка за дни командировки, если такие выплаты предусмотрены в трудовом договоре с работником, локальном нормативном акте работодателя либо в коллективном договоре (см. письма от 26.09.2008 № 03-03-06/1/548, от 27.01.2009 № 03-03-06/1/34, от 02.04.2009 № 03-03-06/1/208 и от 03.04.2009 № 03-03-06/2/77).

Труд работника в случае привлечения его к работе в выходные или нерабочие праздничные дни оплачивается в соответствии с трудовым законодательством РФ (п. 5 Положения). Это означает, что во время командировки на сотрудников распространяются гарантии повышенной оплаты работы в выходные и праздничные дни, установленные ст. 153 ТК РФ.

Согласно названной статье работа в выходные или нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере:

  • сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
  • работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
  • работникам, получающим оклад, — в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день выполнялась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада за день или час работы) сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Таким образом, командированному работнику за выполнение служебного поручения в выходные и нерабочие праздничные дни выплачивается не двойной средний заработок, а двойная ставка заработной платы. Вместо повышенной оплаты работник может взять другой день отдыха. Тогда выходной (праздник) оплачивается в одинарном размере (ч. 3 ст. 153 ТК РФ).

В табеле учета рабочего времени необходимо отразить факт выполнения служебного поручения в выходной (праздник). С этой целью увеличивается количество граф за соответствующее число. В первой графе, как обычно, проставляется код командировки без указания количества часов, а во второй — код работы в выходные и праздники (РВ либо 03) и ее продолжительность в часах.

Как отмечалось выше, согласно ст. 91, 166 и 167 ТК РФ работник, выполняя служебное поручение, на время командировки прекращает исполнять трудовые обязанности по занимаемой должности, а дни командировки не являются для него рабочим временем. Следовательно, в командировке не может возникнуть и часов работы за пределами установленной продолжительности рабочего времени, то есть сверхурочных часов (ст. 99 ТК РФ).

Работодатель за все дни командировки, которые считаются рабочими по графику, установленному в командирующей организации, обязан выплачивать работнику только средний заработок, поскольку иного механизма оплаты дней командировки законодательство не предусматривает.

Определение срока командировки с учетом объема, сложности и других особенностей служебного поручения отнесено к исключительной компетенции работодателя (п. 4 Положения).

Тем не менее, по нашему мнению, работодатель злоупотреб­ляет правом, если, назначая служебное поручение, заведомо знает, что продолжительность его выполнения превысит нормальную. Полагаем, что работодатель, отправляя работника в командировку и устанавливая ее сроки в зависимости от объема служебного поручения, должен по аналогии применять требования трудового законодательства о нормальной продолжительности рабочего времени на определенные периоды.

В любом случае работодатель вправе компенсировать работнику возникшую в период командировки фактическую потерю времени отдыха, закрепив решение о доплате в локальном нормативном акте, определяющем систему оплаты труда и премирования работников, коллективном либо трудовом договоре.