Как исправить устаревшую информацию о товаре на упаковке

| консультации | печать
Наша организация производит печенье. Продукт сортируется в целлофановые упаковки, на которые полиграфическим способом нанесена вся информация о товаре, в том числе об изготовителе, как того требует закон. Упаковка, изготовленная заблаговременно, хранится на нашем складе. Ее должно хватить на несколько месяцев производства печенья. Однако произошла реорганизация, в результате которой изменились наименование компании и адрес ее местонахождения. Теперь сведения на упаковке в этой части не соответствует действительности. Можем ли мы не производить новую упаковку (это накладно), а наклеить на имеющуюся бумажные этикетки с указанием нового названия и адреса компании? Какие требования на такой случай предусмотрены в законодательстве?

Законодательство не регулирует вопрос, как исправлять отдельную информацию о товаре на потребительской таре, в частности об изготовителе. Вместе с тем из положений нормативных правовых актов можно сделать вывод, что изготовитель вправе снабдить упаковку этикеткой с достоверной информацией.

Изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Такая информация в обязательном порядке должна содержать в том числе наименование и адрес изготовителя и может доводиться до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (п. 1 ст. 495 ГК РФ, ст. 9 и 10 Закона РФ от 07.02.92 № 2300‑1 «О защите прав потребителей» и п. 3.1 ГОСТ Р 51074—2003).

Информация о пищевых продуктах может быть предоставлена потребителям в виде текста, условных обозначений и рисунков на потребительской таре, этикетке, контр­этикетке, кольеретке, ярлыке, пробке, листе-вкладыше (п. 3 ст. 18 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и п. 3.2 ГОСТ Р 51074—2003).

Информация наносится любым способом и должна быть четкой и легко читаемой (п. 3.7.1 и 3.8 ГОСТ Р 51074—2003).

Таким образом, изготовитель пищевых продуктов вправе самостоятельно выбрать конкретный способ или способы информирования потребителей (этот вывод встречается и в судебной практике, например в постановлении ФАС Московского округа от 10.03.2009 № КА-А40/1080-09).

Изготовитель может нанести информацию на листок-вкладыш, этикетку или ярлык, если разместить ее на потребительской таре по каким-либо причинам не удается. Заметим, что в п. 3.7.2 ГОСТ Р 51074—2003 назван только листок-вкладыш. Но это не означает, что в указанных целях нельзя использовать этикетку или ярлык. Последние выполняют ту же функцию — информирование потребителей. Кроме того, во многих нормативных правовых актах этикетка и лист-вкладыш отождествляются (например, абз. 14 п. 8.24 Санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов СП 2.3.6.1066—01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001, п. 16 Положения о государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.12.2000 № 988).

Поскольку изготовитель обязан обеспечить потребителя необходимой и достоверной информацией о товаре, с этой целью он вправе разместить на потребительской таре этикетку с достоверными и необходимыми по закону сведениями о товаре. Недостаточно указать на ней только сведения о новом наименовании изготовителя и новом адресе, ведь этикетка должна содержать всю информацию о товаре, которая требуется по законодательству.

Чтобы не вводить покупателя в заблуждение двойственной информацией, его внимание необходимо привлечь к информации на этикетке, в частности сделав ее текст более крупным и удобочитаемым, чем на упаковке товара. В тексте нужно указать, что наименование и адрес изготовителя на этикетке новые (настоящие, достоверные, действительные). Такой способ исправления информации о товаре будет свидетельствовать о добросовестности и разумности изготовителя, что требуется от каждого участника гражданских правоотношений (ст. 10 ГК РФ).

В заключение отметим, что нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), а также об изготовителе признается административным правонарушением. Ответственность за него предусмотрена ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ: для должностных лиц — предупреждение или штраф от 500 до 1000 руб., для юридических — предупреждение или штраф от 5000 до 10 000 руб.