Если остановить реорганизацию на полпути мешает налоговый орган

| консультации | печать
На основании представленного налоговому органу пакета документов о реорганизации в форме присоединения общества Х к обществу У налоговым органом были внесены соответствующие регистрационные записи в ЕГРЮЛ. Однако впоследствии стороны передумали реорганизовываться и приняли новое решение, в котором отменили свое ранее принятое решение о реорганизации. По мнению налогового органа, вопрос об исключении регистрационной записи в ЕГРЮЛ о реорганизации Х и У должен решаться в судебном порядке.
Какой способ судебной защиты целесообразно избрать в этих целях, учитывая, что налоговый орган не допустил никаких нарушений при внесении регистрационной записи о реорганизации в ЕГРЮЛ, а отказ от реорганизации возник из более позднего документально оформленного волеизъявления Х и У?

Процесс реорганизации в форме присоединения состоит из нескольких стадий. В первую очередь принимается решение о реорганизации в форме присоединения с указанием срока для ее проведения (п. 1 и 2 ст. 57 ГК РФ). 

В течение трех рабочих дней после даты принятия такого решения организация обязана в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации (п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Присоединяемое общество и общество, к которому осуществляется присоединение, заключают и утверждают договор о присоединении, утверждают передаточный акт, на основании которого от одного общества к другому к последнему переходят все права и обязанности, погашают соответствующие доли и акции (ст. 17 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», ст. 53 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Следом за тем дважды с периодичностью один раз в месяц в средствах массовой информации помещается уведомление о реорганизации, в котором указываются, в частности, сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами.

Далее, после завершения необходимых корпоративных процедур, в регистрирующий орган представляется пакет документов для государственной регистрации юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ). В частности, подается заявление, в котором должно быть подтверждено, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством требованиям, сведения, которые в них содержатся, достоверны, передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Последним этапом является исключение из ЕГРЮЛ сведений о присоединяемом юридическом лице. В силу п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 5 ст. 16 Закона № 219-ФЗ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Несоблюдение хотя бы одного из указанных этапов не позволяет внести в ЕГРЮЛ запись, о которой говорится в п. 4 ст. 57 ГК РФ, п. 5 ст. 16 Закона № 219-ФЗ.

В вопросе не конкретизировано, какие «соответствующие регистрационные записи в ЕГРЮЛ» имеются в виду. Если исходить из того, что обе организации обоюдно отменили свое ранее принятое решение о реорганизации, значит, они не утратили правоспособности. Из этого следует, что под указанными записями не может иметься в виду запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, а подразумевается запись о том, что общества находятся в процессе реорганизации. Следовательно, процедура реорганизации в описанном случае не завершена, но при этом не ясно, на каком из указанных этапов.

Законодательство не запрещает юридическим лицам, находящимся в процессе реорганизации, отказаться от ранее принятого решения о реорганизации. В силу п. 2 ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Поскольку в данном случае такое ограничение отсутствует, процесс присоединения вполне может быть прерван при наличии обоюдного согласия участвующих в реорганизации юридических лиц. Таким образом, общества действительно вправе принять новое решение, которым отменят свое ранее принятое решение о реорганизации, и если был заключен договор о присоединении, то стороны вправе его расторгнуть на основании п. 1 ст. 450 ГК РФ. При этом как быть с погашенными долями (акциями), законодательство о хозяйственных обществах прямого ответа не дает, и здесь могут возникнуть процедурные трудности.

Механизм выполнения регистрирующим органом решения юридических лиц об отказе от реорганизации законодательством не предусмотрен. Вместе с тем процедура реорганизации может быть прервана — если в налоговую инспекцию еще не будут представлены документы, указанные в п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ, то налоговая инспекция должна будет вынести решение об отказе в госрегистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации. Основанием для этого послужит подп. «а» п. 1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ, из которого следует, что в случае непредставления определенных Законом № 129-ФЗ необходимых для госрегистрации документов допускается отказ в госрегистрации.

Если указанные документы представлены, то регистрирующий орган обязан внести в ЕГРЮЛ запись о госрегистрации общества, созданного путем реорганизации в форме присоединения, и запись о прекращении деятельности присоединенного общества в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов.

Если предположить, что под «пакетом документов о реорганизации в форме присоединения» имеются в виду именно документы, указанные в п. 1 ст. 14 Закона № 129-ФЗ, следовательно, в ЕГРЮЛ внесены именно запись о госрегистрации созданного общества и запись о прекращении деятельности присоединенного общества (п. 2 ст. 15 Закона № 129-ФЗ). В таком случае присоединенное общество не вправе принимать решение об отмене ранее принятого решения о реорганизации, так как его правоспособность прекращена с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении его деятельности (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

В последнем случае выход только один — проводить реорганизацию путем разделения обществ и снова обращаться в налоговый орган для госрегистрации обществ, созданных (воссозданных в данном случае) в результате этого.

Оснований для разрешения данной ситуации в судебном порядке у вас нет, если действительно госрегистрация общества, созданного в результате реорганизации в форме присоединения, была произведена налоговым органом без нарушений порядка, установленного Законом № 129-ФЗ.