Кто ответствен за размер предупреждения о вреде водки?

| консультации | печать
Производитель разместил на страницах газеты рекламу водки. При размещении рекламы размер предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции составил менее 10% рекламной площади. Подскажите, кто в данном случае несет ответственность за нарушение размеров предупреждения — рекламодатель (производитель водки) или рекламораспространитель (издательство газеты)?

Размер предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции установлен в ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) и составляет не менее 10% рекламной площади (пространства).

Ответственность за нарушение указанного размера ч. 6 и 7 ст. 38 Закона о рекламе возлагают на рекламодателя и рекламораспространителя.

Привлечение к ответственности осуществляется по правилам административного производства. (п. 4 ст. 38 Закона о рекламе).

К административной ответственности привлекается то лицо, в отношении которого установлена вина.

В части 2 ст. 2.1 КоАП РФ сказано, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, однако оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, чтобы ответить на вопрос, необходимо выяснить, по чьей вине нарушен размер предупреждения — рекламодателя или рекламораспространителя.

Реклама размещается на основании договора на оказание рекламных услуг, который по сути является договором возмездного оказания услуг, заключаемым по правилам главы 39 ГК РФ.

В рамках такого договора исполнитель (рекламораспространитель) по заданию заказчика (рекламодателя) обязуется оказать услуги (например, разместить рекламный материал на страницах газеты), а заказчик — оплатить их (п. 1 ст. 779 ГК РФ). При этом задание заказчика может быть закреплено в самом договоре либо в приложении к нему.

Если в договоре об оказании рекламных услуг и задании рекламодателя не сказано, что реклама должна содержать предупреждение о вреде чрезмерного употребления алкогольной продукции и рекламодатель не предпринял мер по согласованию и проверке рекламного материала, подготовленного к публикации, виновным считается рекламодатель (постановления ФАС Волго-Вятского округа от 23.07.2008 по делу № А29-9514/2007, Северо-Западного округа от 18.06.2009 по делу № А52-5822/2008 и от 18.06.2009 по делу № А52-5822/2008).

В противном случае к ответственности привлекается рекламораспространитель.