Вводятся ограничения на перекрестное владение акциями

| статьи | печать

К первому чтению готовится законопроект, направленный на совершенствование практики корпоративного управления в российских ОАО.

Действующим российским законодательством не предусмотрено ограничение на перекрестное владение акциями, то есть владение акциями основного (материнского) ОАО подконтрольными ему хозяйственными обществами, в результате чего они становятся его акционерами и реализуют вытекающие из этого права участия.

Возможности, предоставляемые перекрестным владением, зачастую используются для скупки подконтрольными обществами акций материнского общества фактически за счет ее же денежных средств и приводят к перераспределению корпоративного контроля над ним в пользу его исполнительного органа.

Как показывает практика, перекрестное владение акциями может порождать серьезные конфликты интересов и возможности для злоупотреблений в акционерных обществах.

Учитывая известную распыленность акционерного капитала в крупных публичных акционерных обществах, получение контроля даже над относительно небольшим количеством акций посредством перекрестного владения может позволить исполнительному органу общества реально воздействовать на решения общего собрания акционеров и в итоге обеспечить собственную несменяемость.

Законопроектом предусматривается ввести законодательные ограничения на перекрестное владение акциями публичных ОАО (чьи акции котируются на бирже).

В частности, сохраняя возможность приобретения акций открытого акционерного общества его подконтрольными обществами, законопроект предусматривает ограничение реализации прав по таким акциям (голосование на общем собрании акционеров, получение дивидендов) на весь период времени, пока такие акции находятся в собственности подконтрольных обществ.

Законопроектом предлагается запретить подконтрольным обществам приобретать иные финансовые инструменты, удостоверяющие любые права в отношении акций материнского акционерного общества, в том числе выпущенные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Проектом предлагается ввести новую дефиницию «подконтрольное общество публичного ОАО» и ее определение. Под такими обществами предлагается понимать все юридические лица, отчетность которых включается в консолидированную финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности и/или сводную бухгалтерскую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета ОАО.

(Проект № 368754-5)