Дочернее общество не отвечает за банкрота

| статьи | печать

Открытое акционерное общество имеет дочернее предприятие (ООО) и является его единственным учредителем.

1. Каков порядок перехода доли учредителя дочерней компании в случае ликвидации (банкротства) основного предприятия — учредителя? В чьей компетенции решение этого вопроса?

2. На что могут претендовать акционеры основного предприятия в дочернем?

3. Следует ли сменить акции основного предприятия на доли участников дочернего и на каком основании?

Сергей Захаров, Москва


1. В случае банкротства арбитражный управляющий должен принять меры по обеспечению сохранности имущества должника, а также вести реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 24 Федерального закона от 26.10.2002 №‑127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее — Закон о банкротстве). Арбитражным управляющим признается гражданин, являющийся членом саморегулируемой организации, который утвержден арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных функций, предусмотренных Законом о банкротстве.

Доля в дочернем предприятии (в данном случае все 100%) принадлежит ОАО. Таким образом, эта доля будет включена в состав имущества должника в качестве конкурсной массы.

Конкурсной массой признается все имущество должника на момент открытия конкурсного производства (п. 1 ст. 131 Закона о банкротстве). Статьями 131, 132 данного Закона определяется имущество, которое не входит в конкурсную массу, — изъятое из оборота имущество, имущественные права, связанные с личностью должника, и т.д. Доля в ООО к такому имуществу не относится, следовательно, она подлежит распределению среди кредиторов общества на общих основаниях.

Как и все остальное имущество должника, доля в обществе распределяется в порядке очередности, установленной ст. 134—137 Закона о банкротстве. Акционеры ОАО являются кредиторами третьей очереди и имеют право на долю в имуществе должника после удовлетворения требований всех кредиторов предыдущих очередей.

В зависимости от размера требований к должнику доля в ООО может перейти как к одному кредитору, так и к нескольким. Если же имущества ОАО не хватит для удовлетворения всех требований, оно делится пропорционально требованиям кредиторов (п. 3 ст. 142 Закона о банкротстве).

Если доля дочернего общества будет разделена среди нескольких кредиторов, то следует обратить внимание на количество лиц, среди которых она распределяется (в данной ситуации 100%-ная).

Если число лиц превысит 50, то ООО обязано будет уменьшить количество участников до требуемого Законом максимума. В противном случае ООО должно преобразоваться в ОАО или производственный кооператив. Если этого не произойдет, то общество подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию налоговых органов, осуществляющих регистрацию обществ, либо по требованию иных государственных органов или органов местного самоуправления (п. 3 ст. 7 Федерального закона от 08.02.98 №‑14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

Требования кредиторов, в свою очередь, закреплены в реестре требований кредиторов, в котором содержатся сведения о каждом таком кредиторе, размере его требований и очередности их удовлетворения (п. 7 ст. 16 Закона о банкротстве).

Таким образом, решение вопроса о передаче доли в ООО и соответственно смена его учредителя находятся в компетенции арбитражного управляющего, который занимается учетом и удовлетворением требований кредиторов общества.

2. Акционеры основного предприятия могут претендовать на долю в дочернем обществе при условии удовлетворения требований предыдущих очередей кредиторов (ст. 23 Закона об АО).

Если же доля в ООО перешла в порядке погашения задолженности кредиторам первой или второй очереди, то акционеры должника не будут иметь права требования доли в дочернем обществе.

3. Акционеры ОАО не могут поменять акции на доли в дочернем предприятии. Владельцем доли в ООО является непосредственно само ОАО как хозяйствующий субъект, который может иметь в собственности обособленное имущество, учитываемое на балансе общества (п. 3 ст.‑3 Закона об АО). В связи с этим акционеры АО не могут предъявлять отдельных требований по обмену принадлежащих им акций на доли участников ООО.

Наличие у лица акций общества не предусматривает его права на владение частью имущества организации в натуре. Акционеры общества не отвечают по его обязательствам, а также вкладывают свои средства в акции АО на свой страх и риск (п. 1 ст. 2 Закона об АО). Владение акциями общества предполагает предоставление акционеру таких прав, как право на получение прибыли по итогам отчетного периода, право на участие акционера в принятии решений, касающихся деятельности АО, и т. д.

Таким образом, акции АО, владеющего 100%-ной долей в ООО, не предоставляют акционерам права на обмен принадлежащих им ценных бумаг на долю в ООО.