Россельхознадзор игнорирует закон в пользу участников ВЭД

| статьи | печать

Письмо Россельхознадзора от 05.03.2010 № ФС-АС-5/2033 «О прекращении практики сопровождения карантинным сертификатом импортной подкарантинной продукции при внутрирегиональных и межрегиональных перевозках» ждали долго. Еще в конце 2009 г. Председатель Правительства РФ Владимир Путин потребовал снять все необоснованные преграды, которые ветеринары создают на пути импортных товаров растительного и животного происхождения.

В частности, предложили начать с карантинного сертификата (документ, оформляемый при ввозе продукции, включенной в перечень товаров растительного происхождения, подлежащих обязательному карантинному фитосанитарному контролю).

Напомним, что сначала отличились таможенники: они требовали этот сертификат при таможенном оформлении, а Россельхознадзор отказывался его выдавать, ссылаясь на ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ «О карантине растений», согласно которой карантинные сертификаты оформляются только при перевозках по территории РФ ввезенной продукции. Спор длился около года. И только когда приказом ФТС России от 22.10.2009 № 1937 «О внесении изменения в Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536» (зарегистрирован в Минюсте России 01.12.2009 № 15340) из перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров, был изъят «карантинный сертификат», таможенники успокоились.

Теперь настала очередь подкарантинной продукции. Указанным письмом Россельхознадзор обязал с 15 марта 2010 г. прекратить практику сопровождения карантинным сертификатом импортной подкарантинной продукции при внутрирегиональных и межрегиональных перевозках, за исключением:

1) семенного материала;

2) посадочного материала:

— семенного картофеля;

— посадочного материала лесных, декоративных, лесодекоративных деревьев и кустарников, а также плодовых растений, являющихся хозяином ожога плодовых деревьев (Erwinia amylovora);

3) картофеля на продовольственные, кормовые и технические цели;

4) зерна (в том числе зернобобовых) из стран распространения капрового жука (Trogoderma granarium);

5) продуктов переработки зерна, шротов, жмыхов, солода из стран распространения капрового жука (Trogoderma granarium);

6) лесопродукции:

— лесоматериалов хвойных пород, рождественских деревьев, ввозимых из стран распространения сосновой стволовой нематоды (Bursaphelenchus xylophilus);

— лесоматериалов лиственных пород из стран распространения азиатского усача (Anoplophora glabripennis);

7) культуры живых грибов, бактерий, вирусов, нематод, клещей, насекомых, являющихся возбудителями и/или переносчиками болезней растений и/или повреждающих живые растения, продукцию растительного происхождения.

Если разобраться, получается странная картина. При ввозе подкарантинного груза участник ВЭД должен на границе оформить акт карантинного фитосанитарного контроля, потом импортное карантинное разрешение (на ряд товаров), карантинный сертификат и фитосанитарный сертификат. Причем на руках у участника ВЭД есть и соответствующий документ страны-экспортера — и все на один груз! Это наконец заметили и решили, что достаточно акта карантинного фитосанитарного контроля и фитосанитарного сертификата.

Но возникает вопрос: что делать с упомянутой ст. 8 Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ, согласно которой каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), ввезенной на территорию РФ, при перевозках по территории РФ и каждая партия подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), вывозимой из карантинной фитосанитарной зоны, должны сопровождаться карантинными сертификатами? Кроме того, Россельхознадзор не отменил действие Номенклатуры товаров, подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (утверждена Россельхознадзором 11.12.2006), в которой содержится перечень товаров с указанием кода по ТН ВЭД и необходимых документов на них, включая карантинные сертификаты. Редко когда встретишь такое приятное для граждан и юридических лиц неисполнение законов государственными органами.