Кризис стимулировал россиян гуще краситься

| статьи | печать

По оценке DISCOVERY Research Group, объем рынка парфюмерии и косметики по итогам прошлого года составил примерно 9,9 млрд долл. Несмотря на девальвацию рубля, рост цен на парфюмерию и переход спроса в более низкий ценовой сегмент, в 2009 г. рынок вырос примерно на 2—3% благодаря увеличению продаж во втором полугодии. Основной взлет пришелся на IV квартал. Это единственный сектор потребительского рынка, который в прошлом году вопреки кризису увеличился в долларах. По оценкам экспертов, в ближайшие годы темпы роста отрасли будут повышаться вместе с ростом затрат россиян на покупку парфюмерно-косметических средств.

Наибольшие изменения в 2009 г. произошли в секторе прямых продаж: их доля увеличилась почти на 10% — до 3184 млн долл. «На фоне падения розничного товарооборота в период кризиса любой рост можно расценивать как отличный показатель, продажи выросли даже в долларовом выражении. Продолжился рост числа дистрибьюторов: прямые продажи предоставили людям возможность дополнительного заработка в период сокращений и роста безработицы. Рост количества дистрибьюторов — это база для роста оборотов компаний в будущем», — отметила в беседе с корреспондентом «ЭЖ» президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева.

Справка

Прямые продажи — вид розничной торговли вне стационарной сети, когда товары конечному потребителю реализуются как результат индивидуальной или групповой презентации. В российском законодательстве прямые продажи рассматриваются как один из видов разносной торговли. К числу компаний, реализующих парфюмерию и косметику методом прямых продаж, относятся Avon, Faberlic, Mary Kay и Oriflame.

Увеличился объем реализации косметики и парфюмерии через Интернет и рынки. Доля продаж через специализированные сети и аптеки сократилась. В сегменте парфюмерии прослеживались те же тенденции, что и на рынке в целом: большая часть реализации в России в 2009 г. приходилась на прямые продажи и небольшие розничные магазины, как правило торгующие контрафактом, а также на стихийно организованные продажи на рынках, развалах и т.д.

Массовая боязнь света

По данным экспомедиагруппы «Старая крепость», наибольший прирост на рынке парфюмерии и косметики в 2009 г. зафиксирован в сегменте средств защиты от солнца (21,43%). На 8,38% увеличилось потребление детских средств, на 8,22 — мужских средств, на 7,2% — средств по уходу за полостью рта. Снижение отмечено лишь в сегменте средств по уходу за кожей (–2,73%).

Все эксперты сходятся во мнении, что в ближайшие годы индустрия здоровья и красоты будет расти. По данным исследования агентства «Крединформ Северо-Запад», российский рынок парфюмерии и косметики к 2017 г. увеличится до 15—18 млрд долл. Специалисты РПКА уверены, что к 2018 г. потенциальная емкость рынка достигнет 20 млрд долл. К 2014 г. затраты россиян на покупку парфюмерно-косметических средств приблизятся к 100 долл. на человека в год.

На это рассчитывает шведская компания Oriflame. По словам ее главы Матса Палмквиста, в странах СНГ и Балтии россияне тратят на косметику и парфюмерию в среднем около 60 евро на душу населения в год, европейцы — 100—110 евро. Российский рынок косметики далек от насыщения. Судя по темпам роста потребления в России, этот показатель может удвоиться. По данным международного исследовательского агентства «Евромонитор», в 2009 г. Oriflame стала лидером российской косметической отрасли, занимая 7,224% рынка. На втором месте Avon (7,215%), бронза у Gillette (4,18%).

Контрабандисты против заводчиков

К 2013 г. Oriflame намерена построить завод в подмосковном Ногинске, который станет самым крупным в структуре компании. Общая сумма инвестиций в предприятие, которое будет выпускать гели для душа, пены для ванны, шампуни, а также средства по уходу за кожей в объеме 150—200 млн единиц продукции в год, составит 125—175 млн евро. Шведский концерн уже имеет завод по выпуску губной помады в Красногорске. По мнению представителей компании, развитие внутренних производств позволяет сокращать таможенные расходы и валютные издержки.

Строительство новой фабрики начала компания «Сплат-косметика», специализирующаяся на производстве современных средств для полости рта. Возведение производства в Окуловском муниципальном районе Новгородской области обойдется компании в 350 млн руб. Запуск первой очереди запланирован на сентябрь 2010 г.

Радужные планы участников рынка могут быть скорректированы из-за увеличения объема контрафакта. Тенденция, спровоцированная кризисом, может получить развитие в связи с изменением правил работы российской таможни. В конце марта заместитель начальника отдела контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, Федеральной таможенной службы Олег Ашурков заявил, что с переносом таможенного контроля на внешнюю границу Таможенного союза может увеличиться поток контрафактной продукции из Китая. Дело в том, что у КНР есть свободная экономическая зона на границе с Киргизией и Казахстаном. Наиболее высокие риски по увеличению контрафакта, по мнению чиновника, — в сегменте парфюмерии.

В 2009 г. доля контрафакта на отечественном рынке парфюмерно-косметических средств выросла по сравнению с 2008 г. на 5 п.п. — до 15%, несмотря на то, что китайская сторона усилила меры таможенного контроля.

Как сообщили корреспонденту «ЭЖ» в компании Optim Consult, в прошлом году Главное таможенное управление КНР зарегистрировало 281 случай контрабанды и грубых нарушений правил импортно-экспортной перевозки на пограничных постах между Китаем и Россией, что на 28% больше, чем в 2008 г. Общая стоимость конфискованного товара увеличилась на 90% и составила 280 млн юаней (порядка 41,2 млн долл.). По словам Евгения Колесова, генерального директора компании Optim Consult, члена Китайской международной экспедиторской ассоциации, проверки на китайской границе стали более тщательными, но реальные цифры выше.

Российский рынок косметики и парфюмерии, млн долл.

Сегменты

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Декоративная косметика

1076

1230

1377

1514

1611

1677

Средства по уходу за волосами

1148

1249

1336

1400

1460

1515

Средства по уходу за кожей

746

926

1110

1270

1317

1281

Средства по уходу за полостью рта

844

951

1065

1171

1250

1340

Парфюмерия

730

826

908

1000

1129

1190

Средства для душа

652

690

730

774

844

860

Мужские средства

441

549

680

843

985

1066

Дезодоранты

377

381

392

412

430

446

Детские средства

117

128

139

151

179

194

Средства защиты от солнца

32

37

42

50

70

85

Средства для депиляции

17

21

26

32

37

39