Осторожно, двери открываются!

| статьи | печать

Скоро станет ясно, и это вопрос нескольких недель, когда и на каких условиях Россия сможет присоединиться к ВТО. Трудные переговоры с США удастся завершить до июльского саммита стран «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге, уверены российские переговорщики. Во всяком случае, их убежденность основана на мнении некоторых высокопоставленных членов администрации США.

Сыр-бор с присоединением нашей страны к торговой организации тянется главным образом из-за позиции США. Америка упорно пытается заставить Россию выбросить белый флаг и навязать обязательства, выходящие за рамки и здравого смысла, и требований самой ВТО. Например, с какой стати нам подписывать необязательное для ВТО Соглашение о торговле гражданской авиатехникой?

Мы и не будем, уверяют наши переговорщики.

Или вопрос об открытии наших финансового и страхового рынков. Логика строится на оценке того, говорит Максим Медведков, глава российской переговорной делегации, насколько нашему партнеру нужен доступ на рынок и насколько нам нужно этот рынок защищать. В США не обнаружилось ни одного банка и ни одной страховой компании, настаивающих на полном открытии рынка.

Сегодня в России через своих «дочек» уже успешно работают иностранные банки и при этом, по их же уверениям, не испытывают никаких ограничений. Зачем же нам брать обязательства себе в ущерб, если в такой необходимости нет даже экономической подоплеки?

Конечно, самым болезненным остается вопрос защиты прав интеллектуальной собственности. Однако не стоит забывать, что эти права нарушают, между прочим, все страны. И мы так же, как и все, заинтересованы в том, чтобы производимая нами интеллектуальная собственность была защищена. К тому же среди членов ВТО, как отмечают эксперты, есть понимание того, что, во-первых, за последние полтора года Россия достигла больших успехов в деле защиты прав и, во-вторых, для исправления ситуации потребуется не один месяц.

Это понимают все, кроме американских законодателей. Сенаторы не устают писать письма в Белый дом, требуя не пускать Россию в ВТО до тех пор, пока наша страна не обеспечит защиту прав интеллектуальной собственности, а также не откроет свой рынок для экспорта сельхозпродукции из США.

Между тем день встречи «восьмерки» приближается, и Белому дому предстоит публично определиться, поддерживает ли он вступление России в ВТО.

Предположим, поддержит. Допустим, даже на выгодных для нас условиях. Но победа в переговорах может превратиться в тот прорыв, после которого наступит полный провал. А такое вполне вероятно. В России нет программ поддержки отраслей, их адаптации к свободной внешней конкуренции.

Все добытые переговорщиками преимущества присоединения, полагают эксперты, могут так и остаться потенциальными преимуществами. Они не будут использованы, если отрасли не окажутся объектами реальной, ясной промышленной политики.

В сегодняшних условиях необходимо повышение роли государства. Еще вчера на первый план должны были выйти задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Сочетание тарифно-нетарифных мер, кредитно-финансового регулирования с мерами поддержки отдельных отраслей — вот те механизмы, которые могут обеспечить конкурентоспособность, считает Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей.

Кое-что уже делается. Так, РСПП договорился с Минпромэнерго обсудить до конца года стратегии развития таких отраслей промышленности, как химическая, нефтехимическая, лесная, целлюлозно-бумажная, текстильная и автомпром.

Но на этом российская экономика не заканчивается. Где обещанные поощрения инвестиций в инновационные проекты? Собирались же развивать интеллектуальную экономику!

Не надо обольщаться. Если нам удастся добиться таких условий присоединения, когда соотношение уступок и преимуществ от вхождения в торговый клуб сложится в пользу российской экономики (то есть вступим на выгодных для нас условиях, о чем в последнее время говорит руководство страны), это не означает, что мы выиграли на все сто. Эти преимущества еще надо реализовать. Но без целостной промышленной политики, без общей внешнеторговой грамотности это вряд ли удастся.

Тарифная политика

Предусмотрен переходный период — от года до семи лет — в зависимости от чувствительности товара к открытию рынка. В течение первого года присоединения ставки импортных пошлин снижаться не будут. Со второго — равными долями в течение всего переходного периода.
Для автомобилей и мебели предусмотрена нелинейная схема. Им отведен 7- и 6-летний переходный период. В первые 4 и 3 года снижения будут «косметические», а основная доля снижения ставки придется на последние 3 года.

ЦенообразованиеПравительство при регулировании цен на газ обязано обеспечивать прибыль при поставках газа для промышленных потребителей Газпрому. Договорились

Россия и Колумбия достигли компромисса. Сняты все вопросы по поставкам в Россию сахара, кофе, бананов и цветов.
Новый переговорщик

США и Вьетнам достигли соглашения о присоединении к ВТО, подписание документа ожидается в начале июня.
Молдова грозит заблокировать вступление нашей страны в ВТО, если Россия не снимет запрет на импорт молдавской плодовоовощной продукции и вин, 90% которых поставлялись в нашу страну.
Господдержка

Правительства всех стран поддерживают своих сельскохозяйственных производителей. По данным экспертов, в Европе на одну ферму выделяется 25 тысяч евро, в США — 26 тысяч долларов.