Потребительская увeренность обгоняет потребление

| статьи | печать

Очередной квартальный замер Росстата потребительских ожиданий населения прибавил оптимизма производителям товаров народного потребления и организациям торговой розницы. Но обольщаться не стоит: доля пессимистов среди потенциальных потребителей все еще превышает удельный веса оптимистов.

Обследование населения на предмет совокупных потребительских ожиданий, проведенное Росстатом в I квартале, выявило рост индекса потребительской уверенности россиян на 10 п.п. — до –10% относительно IV квартала. Этот прирост вдвое больше, чем за предыдущую декаду, и самый большой с начала подъема индекса с II квартала 2009 г. За этот период потребительская уверенность населения поднялась на 25 п.п. До пика индекса в III квартале 2008 г. (+1%) осталось отыграть 11 п.п.

Индекс потребительской уверенности — композитный — учитывает значения пяти частных индексов. Один из них — индекс ожидаемых изменений экономической ситуации в России на краткосрочную перспективу — положительной зоны уже достиг, поднявшись до 1%, что на 6 п.п. выше показателя предыдущего квартала. Положительных изменений в экономике ожидают 25% опрошенных россиян против 21% кварталом ранее. Доля пессимистов относительно экономических перспектив, наоборот, уменьшилась с 25 до 21%.

Напомним, что под кратко­срочной перспективой понимается год. И чтобы заглядывать на такую дистанцию, важно опираться на реалии. А они таковы: индекс произошедших изменений в российской экономике вырос с четвертой декады 2009-го на 13 п.п. — до –18%. Уровень низкий, но динамика подъема хорошая.

Общеэкономические перспективы для россиян всегда оптимистичнее собственных. Индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении подрос за прошлый квартал только на 3 п.п. — не лучший показатель за время возобновления подъема потребительских ожиданий. Правда, уровень этого индекса не самый низкий — –4%. Хуже индекс произошедших изменений в личном достатке — –14%, но его рост в минувшем квартале был самым высоким — на 9 п.п.

Смазывает картину то, что доля респондентов, ожидающих улучшения своего материального положения, подросла всего на 1 п.п. — до 14%. Но на 4 п.п. — до 17% — уменьшилась доля пессимистов. Как и кварталом ранее, 56% опрошенных не прогнозируют изменений своего материального положения в ближайший год.

Самый низкий из пяти и тяжело растущий, естественно, индекс благоприятности условий для крупных покупок. По сравнению с IV кварталом 2009-го он поднялся на 4 п.п. и составил –30%. Подъем он начал не с II квартала прошлого года, а с III и отыграл за это время 15 потерянных пунк­тов.

В зачет индекса потребительской уверенности индекс благоприятности условий для сбережений не входит, но для банковского сектора интерес представляет: прибавил он за квартал 5 п.п., поднявшись до –46%. Структура целевой направленности сбережений, как видно из табл. 1, почти не изменилась Посчитали неблагоприятными условия для крупных покупок и сбережений 51% опрошенных против 54% кварталом ранее.

Возросла потребительская уверенность за прошлый квартал во всех возрастных группах: у 16—29-летней молодежи и граждан среднего возраста (30—49 лет) на 9 п.п. — соответственно до –6 и –13%, у старшей группы (50 лет и старше) прибавка составила 10 п.п. — до –11%.

Заметный рост потребительской уверенности — явление отрадное, если бы еще и само потребление росло заметно. Однако этим ни розничная торговля, ни рынок услуг похвастать не могут. За январь — февраль товарооборот розницы увеличился в годовом выражении всего на 0,8% — почти в два раза меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Объем платных услуг населению сократился на 1,3%, хотя в январе — феврале 2009-го потери вылились всего в 0,6%.

Тем не менее на фоне Европы (табл. 2) и уровень, и динамика потребительской уверенности россиян выглядят неплохо. Растет желание — придет и потребление.

Справка


Обобщающий (композитный) индекс — индекс потребительской уверенности — рассчитывается как среднее арифметическое значение пяти частных индексов: произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения (1—2), произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России (3—4), благоприятности условий для крупных покупок (5).

Полученная в результате обследования потребительских ожиданий населения информация может быть использована наряду с количественными статистическими данными для анализа поведенческой модели населения на потребительском рынке, а также при оценке влияния потребительской активности на состояние экономики в целом.


Таблица 1

Цели создания сбережений, % к общему числу респондентов, делающих сбережения

IV квартал 2009 г.

I квартал2010 г.

Справочно I квартал 2009 г.

Лечение

29,8

29,9

29,2

Покупка недвижимости

28,1

25,3

24,4

Образование (включая обучение детей)

13,3

13,9

13,9

Благоустройство жилья, покупка
автомобиля, отдых, торжества

15,3

16,5

15,1

На старость, на черный день и др.

11,9

12,7

15,6

Помощь родным и близким

1,6

1,7

1,8

Таблица 2

Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС*


Ноябрь 2009 г.

Февраль 2010 г.

Россия

–20,0

–10,0

Австрия

–2,9

0,6

Бельгия

–9,5

–15,1

Болгария

–42,3

–47,4

Великобритания

–8,3

–2,2

Венгрия

–50,6

–44,6

Германия

–18,5

–17,4

Греция

–37,6

–50,5

Дания

7,3

10,8

Испания

–20,7

–18,8

Италия

–16,6

–21,8

Кипр

–37,7

–38,1

Латвия

–49,2

–37,8

Литва

–48,6

–41,2

Люксембург

–4,4

–6,4

Мальта

–32,1

–34,2

Нидерланды

–5,5

–2,1

Польша

–25,4

–18,9

Португалия

–30,1

–33,3

Румыния

–49,8

–48,8

Словакия

–31,5

–18,7

Словения

–21,0

–21,9

Финляндия

11,9

16,8

Франция

–18,1

–16,5

Чехия

–7,9

–10,5

Швеция

17,1

21,7

Эстония

–14,2

–13,5

* По всем странам, кроме России, источник информации: электронная база данных Евростата.