Равнение на МСФО* («Бухгалтерское приложение», № 14, 2010 г.)

| статьи | печать

На круглом столе, организованном Минфином России и Фондом «Национальный совет по стандартам финансовой отчетности», обсуждались проекты новых учетных стандартов. Поговорим о совершенно новом ПБУ «Отчет о движении денежных средств» и проекте обновленного ПБУ 12 «Информация по сегментам».

ПБУ «Отчет о движении денежных средств»

В российском бухгалтерском учете отчет о движении денежных средств является приложением к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках. Правила его заполнения детально нигде не прописаны. На практике отчеты о движении денежных средств, составляемые российскими организациями, в основном соответствуют требованиям МСФО. В международной отчетности правилам отражения движения денежных средств посвящен МСФО 7. Именно его взяли за основу разработчики проекта нового ПБУ. По словам Ирины Сухотиной, директора группы консультирования в области бухгалтерских методологий ЗАО «КПМГ», при создании текста ПБУ удалось избежать явных недостатков одного из самых старых международных стандартов, учтены сложившаяся российская практика составления отчета и текущее состояние отечественной нормативной базы по бухучету.

Согласно новому ПБУ представление текущих денежных потоков возможно только прямым методом. По мнению разработчиков, именно прямой метод в национальных стандартах предпочтителен. И это несмотря на то, что в МСФО 7 предусмотрен как прямой, так и косвенный метод, да и на практике косвенный метод применяется чаще.

В положении дана четкая классификация текущей инвестиционной деятельности и денежных потоков. В частности, денежные поступления процентов и дивидендов определены как инвестиционные денежные потоки. Исключение составляют проценты и дивиденды по спекулятивным финансовым вложениям и проценты по торговой дебиторской задолженности. Они определены как текущие денежные потоки.

Устранены расхождения ряда трактовок в МСФО и российском бухучете. Например, в отношении пересчета возникающих разниц, когда цены по договору определены в иностранной валюте. В МСФО такой пересчет производится по курсу на дату операции, а в российском учете — на отчетную дату. Установлен порядок пересчета движения денежных средств, связанных с конвертацией валют. По МСФО она не относится к денежным потокам.

В соответствии с МСФО уточнены правила отнесения к денежным потокам денежных эквивалентов и структурных операций с денежными средствами и эквивалентами. Последние не будут относиться к денежным потокам.

А тот ли метод?

Участники круглого стола критически восприняли тот факт, что в ПБУ хотят ограничить применение косвенного метода для представления текущих денежных потоков. Большинство из них высказалось за сохранение возможности использовать как прямой, так и косвенный метод.

Прямой метод подходит не всегда. По словам Яны Семериковой, директора по контролю и внутреннему аудиту АО «Ренова Менеджмент АГ», косвенный метод имеет значение прежде всего для пользователей бухгалтерской отчетности (инвесторы, банки и т.д.). «Все пользователи имеют свои способы оценки компаний, основанные на традиционном понимании отчетности, и перекладывают все в косвенные методы, чтобы у них была сопоставимость и быстрая, адекватная оценка привлекательности той или иной компании», — пояснила она.

О важности сохранения косвенного метода заявили и представители крупных холдингов. Правила международных стандартов предусматривают консолидированную отчетность. При прямом методе несопоставимость денежных потоков между компаниями, входящими в группу, может создавать практическую трудность. «При консолидировании отчетности мы все-таки используем косвенный метод и практически никогда — прямой», — заявила Ирина Коновалова, представитель аудиторско-консалтинговой компании ООО «Новый Аудит».

С Минфином не поспоришь! Против использования косвенного метода при подготовке отчета о движении денежных средств высказался представитель Минфина России. По мнению Игоря Сухарева, начальника отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности, министерство посчитало правильным решение разработчиков не вносить в российскую практику косвенный метод, поскольку прямой дает более полезную и полную информацию. Косвенный метод действительно удобнее для составителя отчетности. Достаточно взять баланс и отчет о прибылях и убытках и на их основании составить отчет о движении денежных средств. Но составленный таким образом отчет не дает никакой новой информации. Предпочтение прямому методу отдается и в МСФО 7.

В качестве еще одного аргумента в защиту прямого метода И. Сухарев привел планируемые изменения в МСФО, которые могут кардинально изменить подход к отчетности: «Предполагается перейти к своеобразной синтезированной отчетности, где в одной табличке можно видеть показатели отчета о прибылях и убытках, изменение балансовых статей и прямых денежных потоков, а в самой таблице видна их взаимосвязь». В таком случае необходимость составления отчета косвенным методом вообще отпадет.

Вездесущий НДС

Еще одна проблема нового ПБУ — отражение денежных потоков в связи с уплатой и вычетом НДС. Особенно это актуально для организаций, имеющих как облагаемые, так и не облагаемые НДС операции.

Как прокомментировал представитель Минфина России, согласно концепции МСФО 7 транзитные денежные потоки не должны показываться. НДС по характеру и сущности является транзитным потоком. В то же время российская специфика уплаты и принятия к вычету НДС и массовость этих потоков могут создать серьезные практические трудности в случае их исключения из отчета о движении денежных средств. Минфин России предлагает продумать в ПБУ механизм исключения НДС. Например, показывать денежные потоки, направленные на получение ценностей без НДС, поступления от покупателей заказчиков (выручку) без НДС, а потом общую маржу или дельту (остаток) отображать в качестве консолидированного свернутого денежного потока.

ПБУ «Операционные сегменты»

Существующее ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» много вопросов на практике не вызывает. Причина в том, что вопрос раскрытия сегментной информации не связан с ведением бухгалтерского учета и признанием оценки и классификацией элементов финансовой отчетности.

Между тем, по мнению разработчиков проекта обновленного ПБУ, проблем не возникает, поскольку к раскрытию информации по сегментам предприятия относятся формально. Как и предыдущие проекты, это ПБУ по сути приведено в полное соответствие с международным аналогом МСФО 8. В данном стандарте показатели по сегментам раскрываются на тех же уровнях, на которых менеджмент оценивает деятельность тех или иных направлений деятельности компаний, рассказала И. Сухотина.

Применять обновленные правила будут организации (кроме кредитных и некоммерческих), которые собираются или уже выпускают ценные бумаги, обращающиеся на открытом рынке. Действующая редакция ПБУ 12/2000 распространится на коммерческие организации (за исключением кредитных), у которых есть дочерние и зависимые общества, а также если на них учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

Реальность применения...

Основной вопрос, который волновал как разработчиков проекта, так и представителей Минфина России, — готовы ли российские компании к взаимоувязке показателей управленческой и бухгалтерской информации. В частности, финансовое ведомство беспокоит, не станет ли новое ПБУ еще менее популярным, чем предыдущее. Причина — отсутствие взаимосвязи в компаниях между бухгалтерией и управленческим аппаратом. «Часто управленцам невдомек, что бухгалтерии необходима их информация. Да и бухгалтерия зачастую не знает, что эта информация ей нужна», — считает И. Сухарев.

Представители бизнеса и консультационных компаний не усмотрели здесь особой проблемы. Проект предлагает применять эти правила только к публичным компаниям, ценные бумаги которых котируются (готовятся к этому) на бирже, напомнил Андрей Посельский, начальник отдела методологии Департамента корпоративной отчетности компании «Профмедиа». Если у таких компаний нет управленческого учета или у них проблемы с отчетностью, стоимость их акций будет стремиться к нулю. Для подобных компаний вопрос наличия управленческой культуры не стоит.

Кроме того, в Законе о бухгалтерском учете ответственность за организацию бухгалтерского учета возлагается на руководителя организации. «Если руководитель организации до такой степени не понимает, что для составления бухгалтерской отчетности управленцы должны предоставлять информацию в бухгалтерию, значит, он не выполняет свои обязанности по Закону о бухучете», — уточнила Евгения Калинина, директор Департамента методологии, стандартизации и управления качеством ЗАО «ЦБА».

…и другие проблемы

При подготовке отчетности по сегментам в проекте предусмотрено отражение информации не только по данным управленческого учета, но и по данным бухгалтерского учета. Так, оценка показателей отчетных сегментов, раскрытие информации по ним проводятся на основании управленческой информации (п. 20—30 проекта ПБУ). В то же время выручка от внешних покупателей по каждому виду продукции и балансовая величина внеоборотных активов раскрываются на основании оценки, принятой для отражения в бухгалтерском учете и отчетности (п. 35 и 34 ПБУ).

Учетная политика по управленческому учету зачастую кардинально отличается от учетной политики по бухучету. По мнению ряда представителей бизнеса, могут возникнуть проблемы с увязкой этих показателей.

Не всегда в управленческом учете имеется необходимая для раскрытия в ПБУ информация.

Разработчики пояснили, что в проекте ПБУ, как и в МСФО 8, перечисляется минимум, который нужно раскрыть. Остальные показатели приводятся по возможности или если их подготовка не противоречит требованию рациональности. Например, такое уточнение сделано по п. 32 и 34.

Нормальный бухучет строится на оценках менеджмента, считает Дмитрий Торба, начальник управления методологии бухгалтерского учета и отчетности центральной бухгалтерии ОАО «НК „Роснефть“». Существенные различия в оценках бухучета и управленческого учета плохо влияют на развитие компании.

Положительно оценивает внедрение этого ПБУ и Я. Семерикова: «Различие между управленческими данными и бухгалтерскими возможно тогда, когда управленческая информация в компании не раскрывается. Как только предприятия начнут раскрывать данные, на основании которых менеджмент оценивает деятельность компании, у пользователей появятся вопросы. И если различия учета необоснованны, компании придется вносить изменения и в бухгалтерский, и в управленческий учет. В результате качество отчетности и качество учета возрастет».

Кому применять

Финансовое ведомство также считает, что комментируемое ПБУ следует распространить не только на публичные компании, акции которых котируются на бирже, но и на другие общественно значимые компании. «Допустим, компания занимается привлечением денежных средств населения и не выпускает бумаги. Значимость ее информации для пользователей очень высока», — привел пример И. Сухарев. С ним согласился и А. Посельский. Он предложил сформулировать в проекте некоторые явные признаки таких компаний. Например, отнести к ним монополии, компании, привлекающие средства неограниченного круга лиц. В то же время он призвал при формировании таких признаков соблюдать баланс выгоды и затрат, чтобы обременение, накладываемое учетом и отчетностью, было разумным.

Важное дополнение

Прямой и косвенный методы

Выбор одного из двух методов для предоставления информации о движении денежных потоков предусмотрен МСФО (IAS) 7 лишь в части операционной деятельности. При этом прямому методу отдается предпочтение. В отношении денежных потоков финансовой и инвестиционной деятельности отчет о движении денежных средств следует заполнять только прямым методом.

В российском финансовом бухгалтерском учете в настоящее время не существует конкретной нормы, предписывающей при заполнении отчета о движении денежных средств применять только прямой метод. Однако сама форма российского отчета обусловливает применение именно прямого метода.

Отметим, что при прямом методе чистый приток (отток) денежных средств по операционной (основной) деятельности рассчитывается как разница между реальным поступлением денежных средств в увеличение дохода и реальной оплатой расходов, связанных с поступлением упомянутых доходов. Информацию получают в основном непосредственно из оборотов по счетам «Расчетный счет» и «Касса». При большом количестве таких операций и массовых внутрифирменных денежных перекидок (они не должны учитываться в отчете) прямой метод становится затруднительным.

Косвенный метод предусматривает получение информации из других отчетов, в первую очередь из отчета о прибылях и убытках. Упрощенно это можно представить так. Берется выручка и уменьшается на поступления неденежного типа, получается приток денежных средств. Также берутся себестоимость и другие виды расходов и уменьшаются на расход оборотных активов, не относящихся к денежным средствам, на амортизацию и прочие неденежные расходы. При корректировке можно исходить непосредственно из чистой прибыли (убытка), последовательно «очищая» ее от всего неденежного. Отбрасываются любые начисления, относящиеся к прошлым или будущим периодам, а также связанные с инвестиционной или финансовой деятельностью.

Илья Макалкин, ЭЖ

* Окончание. Начало в предыдущем номере.