Реальный бизнес электронной коммерции

| статьи | печать

На первый взгляд может показаться, что создать проекты электронной коммерции в виртуальной среде легко. На самом деле они ничем не отличаются от организации бизнеса в реальной деловой среде и подчиняются тем же законам рынка. Правда, есть свои особенности.

В отличие от реального рынка виртуальный рынок наполнен товарами и услугами, которые наиболее удобны для продажи заочным способом. Поэтому создание или развитие бизнеса в Интернете необходимо начинать с маркетинга: какие товары можно продавать с помощью электронной коммерции и как. В рамках этого исследования определяются целевая аудитория, способы продвижения и продажи товаров, а также инструменты — интернет-средства и сервисы.

Планы и расчеты

Кажущаяся легкость реализации электронной коммерции не избавляет от разработки детального бизнес-плана запуска и развития проекта. Основными затратами на начальной стадии будут вложения в программное обеспечение интернет-сайта, логистику товаров и высокий уровень сервиса, а также затраты административного характера (расходы на регистрацию фирмы, бухгалтерское сопровождение, персонал и др.).

Кроме того, интернет-магазин, являясь основным и постоянно работающим инструментом электронных продаж, будет постоянно требовать обновления содержания (контента) и технической модернизации. Как проверено практикой успешных интернет-компаний, более высокий уровень использования новых информационных технологий повышает конкурентоспособность.

Взаимодействие с покупателем

Взаимодействие продавца и потребителя в Сети достигается благодаря техническим средствам и коммуникациям. Поэтому важно создать привычную для покупателя среду, своевременно оказать ему помощь при выборе и покупке товара. Необходимо предугадать вопросы клиента, обеспечив его всей необходимой информацией. И тогда можно быть уверенным, что, даже если запрашиваемого товара вдруг не окажется в наличии, удобство работы на сайте обеспечит повторное его посещение.

Выбор программного обеспечения

Интернет-бизнес, как никакая другая сфера деятельности, зависит от технологических решений. По словам Елены Абакумовой, директора ООО «Айкуби», крайне важно понимать потребительские свойства товара и его конкурентные преимущества для создания клиентоориентированной информационной структуры сайта. При разработке дизайна сайта важно также учитывать эмоционально-психологические аспекты восприятия целевой аудиторией товара, связанных с ним образов, звуков, цветов.

Сегодня доступно множество бесплатных программных продуктов, а также узкоспециализированных и сложных решений, интегрированных в платформы управления.

Выбор программного обеспечения определяет возможности развития бизнеса на долгосрочную перспективу. Поэтому при выборе технологического решения необходимо оценить свободу его адаптации к изменяющимся внешним и внутренним условиям бизнеса.

Проектирование сайта

В сфере электронной коммерции основная идея бизнеса должна быть первичной для принятия технических решений. Как правило, предприниматели буквально видят сайт, представляя наборы занимательных сервисов для посетителей и выписывая все необходимое, на их взгляд, для проектирования будущей системы. Нередко это заканчивается нагромождением сайта.

По мнению Михаила Токовинина, генерального директора ООО QSoft, технологическое решение вторично по отношению к содержанию сайта. Очень важно подробно описать продаваемые товары, дать их фотографии, представить схемы взаимодействия покупателя и виртуальных продавцов. Это все тексты, которые должны быть понятны любой категории посетителей сайта. Кроме того, необходимо рассмотреть и прописать все бизнес-процессы и возможные ситуации буквально на уровне инструкций. Например, что делать, если заказ сформирован, а выполнен не полностью или не в оговоренный срок.

Создание интернет-сайта — методологически обычный проект разработки автоматизированной системы. Он требует в первую очередь грамотного проектирования самого процесса обслуживания потребителя, а уже потом — определения, какие сервисы должны или могут позволить автоматизировать необходимые функции обслуживания. Технология задает уровень сервиса и выдвигает требования к технической реализации.

Уровень качества сервиса зависит от квалификации и клиентоориентированности сотрудников компании.

Необходимо отметить, что особенностью организации труда в компаниях электронной коммерции является применение командного стиля управления, в котором одновременно сочетаются высокие требования по коммуникации и результативности. Это связано с инновативностью и технологичностью среды Интернета, где узнавать возможности, создавать и продавать их — неделимый процесс. Открытые коммуникации, творчество и солидарность сотрудников — визитная карточка компании как работодателя.