Депутаты собирают ополчение против Skype

| статьи | печать

Успех Skype не дает покоя телекоммуникационным компаниям и чиновникам. По данным исследования компании TeleGeography, в 2009 г. доля международных звонков, совершенных с помощью программы Skype, увеличилась с 8 до 12%. Международный трафик Skype в 2009 г. составил 54 млрд мин, что на 63% меньше, чем в 2008 г. В России степень проникновения IP-телефонии в сегменте международных звонков в 2009 г., по различным оценкам, составляла от 30 до 42%.

Экспертный совет Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи намерен предложить крупнейшим сотовым операторам и телекоммуникационным компаниям объединиться в борьбе со Skype, создав аналогичную систему.

Об этом заявил член экспертного совета председатель совета директоров ЗАО «Центрсвязьинформ» Андрей Ризнык. Как пояснили «ЭЖ» в пресс-службе депутата Владимира Горбачева, разработать предложение о создании совместного сервиса А. Ризныка подтолкнули просьбы операторов, которые хотят защитить себя от Skype, однако пока данная инициатива на рассмотрение экспертного совета не выносилась.

Справка

Skype — это бесплатная программa с закрытым кодом, обеспечивающая шифрованную голосовую связь через Интернет между компьютерами (VoIP), а также платные услуги для связи с абонентами обычной телефонной сети.

«Большая тройка» думает

А. Ризнык считает, что в создании российской копии Skype должны быть задействованы сотовые операторы «МТС», «Билайн» и «МегаФон», а также телекоммуникационные компании «Связьинвест» и «Транстелеком». Специалист полагает, что совместными усилиями лидеры отечественного рынка смогут создать конкурента иностранной программе, который будет отвечать интересам государства, а именно входить в системы оперативно-разыскных мероприятий и перечислять налоги в российский бюджет.

По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Татьяны Меньковой, высокий интерес российских операторов связи в создании конкурента Skype подогревают утрата выручки от предоставления услуг связи и отсутствие альтернативных механизмов компенсации упущенной выгоды. Новая отечественная система позволила бы переманить часть абонентской базы скандинавской компании к российским связистам. В свою очередь, государство заинтересовано в том, чтобы работающие на территории страны операторы отчисляли в бюджет соответствующие платежи.

«Таким образом, учитывая совместный интерес государства и бизнеса к появлению альтернативы Skype, она скорее всего появится. Вероятно, при создании конкурента речь идет о перспективе одного-полутора лет, причем создан он будет, вероятно, в виде совместного предприятия», — пояснила корреспонденту «ЭЖ» Т. Менькова.

Российские операторы IP-телефонии считают идею экспертного совета Госдумы интересной, но тяжело реализуемой.

«Не понятно, кто из указанных операторов за что будет отвечать в этом проекте. Опыт показывает, что „дружба“ между „большой тройкой“ всегда проходит с большим скрипом. Они конкуренты, и единства между ними нет. Общих проектов можно пересчитать по пальцам», — отметил в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» Сергей Кусов, PR-специалист компании SIPNET.

По мнению первого заместителя генерального директора «МегаФона» Валерия Ермакова, существуют два пути преодоления проблемы бурного развития IP-телефонии: операторы должны начать предоставлять своим клиентам аналогичные услуги или бороться с VoIP-сервисами. Один из вариантов — операторы могут блокировать трафик конкурирующего сервиса в рамках своей сети. Но, как показывает практика, введение запретов приводит к популяризации Skype и оттоку абонентов к другим, более лояльным операторам. Кстати говоря, так и неначавшаяся борьба со Skype уже сыграла на руку операторам IP-телефонии — граждане, которые раньше не знали о дешевом аналоге традиционной связи, благодаря высказываниям чиновников в прессе познакомились с сервисом и начали им пользоваться, тем самым резко сократив свои традиционные расходы на оплату мобильной связи.

Прогнозы и опасения

По данным исследования компании Nielsen, проведенного в 2009 г., россияне занимают четвертое место в рейтинге стран с наибольшим количеством владельцев сотовых телефонов, пользующихся мобильным Интернетом, после США, Великобритании и Италии. Анализ показал, что в России 11,2% пользователей мобильной связи входят в Интернет с мобильных устройств. По разным оценкам, количество пользователей мобильного Интернета в России составляет более 20—30 млн человек.

Однако, по мнению большинства экспертов, «дружба против Skype» преждевременна, так как доходы с основного мобильного трафика и SMS пока серьезно не страдают от присутствия Skype на мобильниках небольшого количества абонентов российских сотовых операторов. В том числе и потому, что выход в Интернет с мобильника затруднен за пределами зоны WiFi, то есть на улицах. По оценке SIPNET, реальные меры нужно будет принимать, когда масса мобильных телефонов с предустановленным Skype станет критической, а это произойдет не раньше чем через три года.

«Но опять-таки нужно воевать не единым фронтом, а согласуясь с собственными интересами и выгодами. Как это сейчас происходит в США и Европе — есть операторы, которые воюют против Skype в своих сетях, например T-Mobile в Германии и О2 в Великобритании, а другие пошли на компромисс, например Verizon в США», — полагает C. Кусов. Он уверен, что в конечном итоге сильные игроки будут сами создавать собственные VoIP-приложения для своих сетей, которые впоследствии в той или иной степени смогут быть интегрированы со Skype. А слабые игроки будут принимать в расчет экспансию Skype в мобильные сети и искать с ним компромисс.

В настоящее время на рынке интернет-телефонии работает порядка десяти серьезных отечественных операторов, а также множество клонов зарубежных сервисов и локальных сетей с ограниченными возможностями. Однако, по словам участников рынка, борьба властей с иностранными операторами на их деятельности никак не отражается. Развитие отечественной интернет-телефонии чиновников абсолютно не беспокоит. «Заметьте, выступающие за запрет призывали к „крестовому походу“ именно против Skype, а не против VoIP вообще. Это о многом говорит. Во-первых, о том, что полностью всю интернет-телефонию запретить не реально. А во-вторых, то, что сами инициаторы запрета имеют кое-какие интересы в этой отрасли. Хотя думаю, что попытки подобных нападок в будущем еще будут повторяться и в еще более ожесточенной форме», — уверен С. Кусов.

То, что говорить о VoIP-росте преждевременно, подтвердил опрос компании «МФИ Софт», в котором приняли участие около 40 операторов из России и СНГ. В ходе исследования руководители телекоммуникационных компаний отмечали, что сейчас происходит скорее изменение соотношения TDM (классической телефонии) и IP-услуг. Ведь компании, которые уже построили быстрые каналы доступа в сеть, отходят от TDM и переходят на VoIP.

IP-телефония требует хороших каналов и более мощного операторского оборудования. Тысяча пользователей, которые звонят по Skype, заведомо создает на порядок больший трафик, чем то же количество пользователей, общающихся по традиционной в России мобильной связи. Аналитики J’son& Partners Consulting полагают, что мобильная IP-телефония в перспективе заставит сотовых операторов искать новые бизнес-модели, но пока явной угрозы нет. Исследование компании показало, что проникновение мобильного VoIP в ближайшие два-три года в России существенно не увеличится. Рост популярности мобильного VoIP ожидается только после 2015 г., когда будут массово внедряться пакетные сети LTE в России, которые могут позволить клиентам пользоваться Интернетом и VoIP в любом месте. Но, по исследованию компании J’son& Partners Consulting «Перспективы развития LTE в России и в мире», выходит, что коммерческие сети LTE появятся в РФ не ранее чем в 2012—2014 гг. В настоящее время в России не определен диапазон радиочастот для LTE, порядок лицензирования и межсетевого взаимодействия, отсутствует стратегия перехода к сетям LTE. В ближайшие годы в стране будут развиваться мобильный WiMAX и сети 3G. Пока LTE действуют только в Швеции и Великобритании. В следующем году коммерческая эксплуатация LTE-сетей может начаться в Японии и США, где для этого уже есть все предпосылки.

Справка

Компании переходят на IP-телефонию

По данным компании J’son & Partners Consulting IP-телефония в настоящее время активно развивается в корпоративном секторе. Доля организаций со штатом от 50 человек, расположенных в городах-миллионниках, пользующихся IP-телефонией, в 2009 г. составила 38%, что соответствует уровню США и Западной Европы двухлетней давности. Основной причиной использования IP-телефонии в компаниях является сокращение расходов на дальнюю связь. При этом для связи с иностранными коллегами 2/3 корпоративных пользователей применяют проводные IP-телефоны. 1/3 общаются при помощи Skype.

Уровень проникновения IP-телефонии в российских корпорациях, расположенных в крупных городах, примерно такой же, как в Италии и Германии, однако там этот показатель рассчитан по стране в целом. Более высокие показатели у Великобритании и Швеции — 54 и 62% соответственно. По прогнозам аналитиков, к 2013 г. проникновение IP-телефонии в России в корпоративном секторе вырастет до 68%.

Звонки по телевизору

Программным обеспечением Skype, позволяющим совершать видео- и голосовые звонки, оборудуют телевизоры. Об этом объявили производителя приемников. Авторы идеи уверены, что устройства, позволяющие проводить видеоконференции, будут популярны среди покупателей.

Первыми о новинке заявили компании Panasonic и LG, обещающие начать продажи телевизоров с поддержкой Skype весной 2010 г. Затем об установке необычного сервиса на телевизоры заявили в Samsung. Новые устройства уже поставляются на корейский рынок. Начать продажи на глобальном рынке Samsung планирует в первой половине 2010 г.

Корейский производитель оснастил Skype LED-телевизоры высокой четкости серий 7000 и 8000. Чтобы совершать звонки пользователю придется приобрести вместе с телевизором web-камеру стоимостью от 70 до 140 долл. Также потребуется наличие высокоскоростного соединения с Интернетом. Подключение может производиться с помощью LAN-кабеля или Wi-Fi.

«На мой взгляд, это очень важная веха. Производители TV-приемников сделают VoIP по-настоящему общедоступным и популярным. Количество пользователей будет исчисляться не сотнями тысяч, а сотнями миллионов. И это произойдет очень быстро. Я прогнозирую, что через десять лет найти на прилавке телевизор без поддержки VoIP будет не реально. Сами производители заинтересованы в этом. Это новые возможности, новые сервисы, это еще абсолютно не раскрытая индустрия», — оценил событие для корреспондента «ЭЖ» С. Кусов.

Российские операторы IP-телефонии

SIPNET (включая пользователей Mail.Ru «Агента» и QIP — у них голосовой сервис от SIPNET), «Телфин», «Арктел», «Манго Телеком», «Зебра Телеком», Comtube, Utel.