Минэкономразвития РФ: грядёт реформа

| статьи | печать

В октябре 2009 года был одобрен проект Концепции развития гражданского законодательства, подготовленный Советом при Президенте России по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. В частности, на смену открытым и закрытым акционерным обществам придёт единая модель акционерного общества западного типа. В зависимости от способа привлечения акционерного капитала и размещения ценных бумаг появятся публичные и непубличные АО. По задумке МЭР такое деление имеет целью предоставить большую свободу непубличным обществам при построении оптимальных моделей системы корпоративного управления. Ещё одно новшество – разделение собственности и управления и установление законодательного механизма управления конфликтами интересов (опять-таки в соответствии с западной практикой создания и функционирования АО).

Основной разработчик законопроекта – Минэкономразвития РФ – справедливо отмечает, что структура акционерного капитала в западных компаниях значительно распылена, а на российском рынке преобладают корпорации с одним контролирующим акционером или небольшим числом блокирующих акционеров. Высокая концентрация акций компаний в руках немногих собственников логично корреспондируется с безуспешными попытками демонополизировать отечественную экономику – как причина и следствие, порождающие, дополняющие и переходящие друг в друга.

Аналитический центр еженедельника «ЭКОНОМИКА и ЖИЗНЬ» обратился к читателям с вопросами, будут ли предлагаемые новации способствовать увеличению числа акционеров в российских компаниях и всегда ли целесообразно разделение собственности и управления для повышения эффективности компании?

Большинство опрошенных – 57% против 29% – уверены, что предстоящее преобразование акционерных обществ не приведёт к распылению пакетов акций и росту числа их владельцев. Это значит, что корпоративные модели, которые мы так упорно пытаемся привнести в российскую действительность, не обязательно будут столь же эффективны, как в акционерных компаниях успешно развивающихся государств мира.

Количество тех, кто одобряет разделение собственности и управления, характерное для АО классического типа чуть более 43%. Тех, кто не считает эту новацию эффективной, – 52%. Как показывает западный опыт, такое разделение в значительно мере позволяет преодолевать противоречия, присущие традиционным АО, – в частности, так называемый информационный перекос и конфликт интересов между акционерами и наёмным менеджментом. Это типично для ситуаций, при которых многочисленные акционеры, в том числе крупные, непосредственно не связаны с компанией (не являются её работниками).

Экономическая демократия

Международный опыт свидетельствует: одним из путей преодоления противоречий и создания эффективной структуры управления может быть наделение сотрудников акциями компании. Будучи одновременно акционерами (совладельцами) и работниками компании, они получают доступ к информации, возникают общие (консолидирующие акционеров, менеджеров и рядовых работников) интересы.

За прошедшие десятилетия в большинстве стран Евросоюза, США, Китае, Японии и др. приняты законы, преодолевающие отчуждение работников от собственности и доходов именно через льготное наделение акциями своих компаний и привлечение к принятию решений – вплоть до создания компаний, принадлежащих работникам. За труды в области управления общей (коллективной) собственностью американка Элинор Остром была удостоена Нобелевской премии 2009 года по экономике.

В России предприятия с собственностью работников, владеющих не менее 75% акций, были созданы после принятия в 1998 году Федерального закона № 115 «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», разработанного по инициативе академика С.Н. Федорова. Однако в настоящее время в промышленности и сельском хозяйстве насчитывается не более 150-200 таких предприятий. Процесс застопорился из-за противодействия внесению законодательных изменений, административных барьеров, информационного замалчивания.

Среди них – Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат (Республика Татарстан), Туринский целлюлозно-бумажный комбинат, Сухоложскасбоцемент и маслозавод «Надежда» (Свердловская обл.), Завод Искож (г. Йошкар-Ола), кондитерская фабрика Конфил» (г. Волгоград), Архангельскхлеб», Красная звезда (Республика Удмуртия), Челябинское рудоуправление, Жуковмежрайгаз (Калужская обл.) и другие.

Отрасли экономики, к которым относятся народные предприятия – деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая и топливная промышленность, машиностроение и др. Годовой валовой объём производства на части из них (с числом занятых до 500 человек) – на уровне 100-500 миллионов рублей, на крупных предприятиях (1000-2000 работающих) – достигает 1,5-3 миллиардов рублей.

Так жить можно и нужно

В начале 2010 года руководители ряда народных предприятий ответили на вопросы анкеты аналитического центра еженедельника «ЭКОНОМИКА и ЖИЗНЬ». За прошедшее десятилетие объёмы промышленного производства увеличились в 3-8 раз. Также в разы выросли производительность труда и зарплата. Степень износа оборудования не превышает 40-50 (как исключение – 60%). На половине предприятий – 40-70% оборудования не старше 5 лет. Доходы «не проедаются», а целенаправленно капитализируются. До 50% прибыли ежегодно направляется на обновление основных фондов и технологическую модернизацию. Причём собственные средства достигают 100% инвестиций. Высвобождаемым работникам увольнение, как правило, не грозит, т.к. одновременно осваиваются новые виды производства с хорошей конкурентной и коммерческой перспективой.

Основные производственно-финансовые показатели (объёмы производства и реализации товарной продукции, среднемесячная зарплата работников, рентабельность) на уровне или выше средних по отрасли. 75-100% производимой продукции поставляется на внутренний рынок, 5-25% - экспортируется в ближнее и дальнее зарубежье.

Социальная инфраструктура на балансе предприятий активно развивается, не менее 30% прибыли направляется на социально-культурные нужды. Ещё часть прибыли распределяется между работниками в виде акций – в соответствии с трудовым вкладом, стажем работы и др. Выкупая у работника, уходящего на пенсию, акции (так велит закон), предприятие дополнительно обеспечивает ему прибавку в десятки и сотни тысяч рублей.

Особо отмечено, что закрытое акционерное общество работников – как организационно-правовая форма – обеспечивает высокую степень защиты от рейдерского захвата.

Существующее экономическое положение предприятий руководители оценили как хорошее или вполне удовлетворительное. Пессимистических оценок нет. Сохранившись в 2009 году, в среднем, на докризисном уровне, выручка отдельных предприятиях увеличилась до 20% или снизилась не более чем на 3%. И только на одном предприятии, традиционно ориентированном на переживающее глубокий спад автомобилестроение, отмечено снижение выручки на 20-30%. Конкурентным повышением цен на продукцию потери частично компенсированы. Мероприятия по модернизации производства в 2009 году проводились на большинстве предприятий. В 2010 году – запланированы на всех предприятиях.

Персонал сохранён (в отдельных случаях сокращение численности работающих не превысило 10%). Средняя зарплата не снизилась, на ряде предприятий – увеличена с целью компенсации расходов работников на жилищно-коммунальные и прочие услуги. Полностью (в отдельных случаях досрочно – в виде авансовых платежей) выплачиваются налоги.

Количество поставщиков (из других регионов и зарубежных) не изменилось, количество потребителей несколько возросло, что благоприятно сказалось на стабильности производства. Экономический кризис (за редким исключением – см. выше) не оказал влияния на морально-психологический климат в трудовых коллективах.

По единодушному мнению руководителей, незаинтересованность власти в развитии коллективной собственности, несовершенство федерального законодательства ограничивают производственные возможности акционерных обществ работников, достижение ими высоких экономических и социальных результатов. Предстоящая реформа института акционерных обществ – своевременный повод наверстать упущенное, а не наступить в очередной раз на старые грабли.