Анализ программы продуктов

| статьи | печать

Контроллер с помощью инструментария управленческих финансово-экономических расчетов (метод сумм покрытия, структура доходов и затрат и др.) формирует информацию, отражающую взаимосвязи и возможности выбора способа решения проблем предприятия. Наиболее важна при этом информация об отклонениях и изменениях. Она показывает различия между тем, что было и что стало, как должно быть (план, норма, цель).

 

Описание ситуации

Мы уже рассматривали, как на одном из предприятий использование метода сумм покрытия (СП) — основного инструмента контроллинга — позволило перейти от традиционного планирования продукции в натуральном выражении к планированию доходов (маржинального дохода, или суммы покрытия) отдельных групп продукции («ЭЖ», 2010, № 5, ст. "Анализ перемен и управление ими"). Это помогло изменять структуру ассортимента в пользу более доходной продукции и продавать ее на выгодных для предприятия рынках.

Жизнь не стоит на месте, и почти каждый день возникают новые проблемы. Так, ежемесячный анализ отклонений фактической величины СП от запланированной по отдельным группам продукции показывал положительные результаты, но фактическая доходность всей программы продуктов оказывалась ниже запланированной. Чтобы понять причины, мы проанализировали отклонения доходности программы продуктов более детально.

 

Факторный анализ причин отклонений доходности программы продуктов

Управление производственной программой основывается на выявлении отклонений между фактическими и запланированными результатами (суммами покрытия) и анализе причин отклонений. Для выявления отклонений или факторов, повлиявших на прирост или уменьшение доходов от отдельных групп продуктов, разложим общее отклонение СП на три составляющие:

  • влияние изменения цен продуктов на результат (СП);
  • влияние изменения переменных затрат на результат;
  • влияние изменения количества выпущенных и проданных продуктов на результат.


Изменения цен на продукты и ресурсы (переменные затраты) можно рассматривать как внешние факторы, влиять на которые сложно. Изменения количества выпущенных и проданных продуктов будем рассматривать как внутренний фактор, которым можно и нужно управлять. Он отражает производительность предприятия и степень загрузки оборудования.

Исходные данные и результаты по плану приведены в табл. 1, а фактически полученные результаты — в табл. 2, сравнение фактических результатов с запланированными — в табл. 3. Поскольку три таблицы являются фрагментами одной общей, нумерацию граф сделаем сквозной.

 

Изменение доходности программы продуктов

Из таблицы 3 следует, что при увеличении количества выпущенных и реализованных продуктов на 3000 штук выручка от реализации снизились на 17 000 руб., а переменные затраты возросли на 5800 руб. Их совокупное влияние проявилось в снижении доходности программы продуктов или СП на 22 800 руб. Эти общие отклонения приведены в графах 16—18.

В свою очередь, общее снижение доходности программы продуктов складывается из трех составляющих:

  • изменение цен на продукты способствовало снижению доходности программы продуктов на 18 000 руб.;
  • изменение переменных затрат привело к снижению доходности программы на 3600 руб.;
  • увеличение количества продуктов привело к тому, что предприятие потеряло 1200 руб. (графы 19—21).


Одна из причин падения доходности в том, что в среднем цены программы продуктов снизились на 8% — с 6,5 до 5,94 руб. за единицу (графы 3 и 10), а переменные затраты увеличились в среднем на 1% — с 1,5 до 1,55 руб. за единицу продукции.

Заметим, что переменные затраты возросли на 1%, а выручка от реализации продуктов снизилась на 4%. А выручка, например, от продукта С выросла в 1,7 раза при увеличении его переменных затрат в 1,2 раза. Такое соотношение приведенных данных говорит о том, что на изменение результатов работы за анализируемый период большое влияние оказывают изменения в структуре производственной программы. Рассмотрим их подробнее.

 

Изменения в структуре производственной программы

Структура производственной программы служит важным фактором при определении оптимального объема выпуска и реализации продукции с точки зрения ее доходности. Анализ структурных сдвигов состоит в выявлении изменений объемов выпущенной продукции по группам (или видам) в соответствии с их доходностью. Как уже отмечалось, более доходными являются продукты с большей величиной суммы покрытия («ЭЖ», 2010, № 5).

В нашем примере из-за увеличения количества выпущенной и реализованной продукции на 3000 единиц предприятие потеряло 1200 руб. дохода (СП). Это произошло под влиянием двух факторов: изменение объемов (количества) выпуска способствовало росту доходности программы на 14 880 руб., а изменение структуры производственной программы привело к снижению ее доходности на 16 080 руб. Приведем порядок расчетов.

Влияние роста объема выпуска в натуральном выражении на отклонение СП:

∆СПов = СПср. план х (Вф – Вп) = 14 880 руб.

Влияние изменения структуры производственной программы на изменение СП:

∆СПов = фi х СПпланi) – фi х СПср. план) = –16 080 руб.,

где СПов — отклонение СП за счет изменения объема выпуска;

СПср. план — среднее значение СП планового выпуска;

Вф — объем выпуска, факт;

Вп — объем выпуска, план;

СПпланi — СП единицы продукции, план.

Проведенный анализ подтвердил предположение о том, что критическим фактором, оказавшим наиболее значительное влияние на общее снижение результатов, является изменение структуры производственной программы. План был составлен таким образом, что по сравнению с предыдущим периодом увеличили производство менее доходных продуктов А и С (их СП составляла 3,6 руб. и 3,0 руб. на единицу продукта соответственно) и снизили производство и продажи менее доходных продуктов Ви D, СП которых соответственно составляла 5,2 руб. и 7,6 руб. Но последствия такого решения — снижение доходов от продажи продуктов — обнаружили только после того, как измерили полученные результаты и проанализировали их.

Изучение изменения доходности по отдельным группам продуктов показало следующее. Больше всего предприятие потеряло на самой доходной группе продукта D (доля СП — 84% выручки).

Наиболее существенное влияние на снижение доходности программы продуктов оказали продукты В и D, вклад которых в доход предприятия снизился с 71 до 62% (доля СП каждого продукта в общей величине СП программы продуктов).

Доходность продукта В уменьшилась в основном из-за снижения цен (–15 000 руб.) и снижения объемов производства (–5200 руб.), а по продукту D — из-за снижения объемов выпуска и снижения цен.

 

Принятые решения

По результатам анализа были приняты следующие решения.

1. Для управления доходами и затратами стали ежемесячно проводить факторный анализ по группам продуктов и полученные результаты обсуждать со специалистами службы сбыта, снабжения, планирования производства и технологами. Это помогло лучше понять экономику каждого продукта, всей программы выпуска и отслеживать изменения на рынках. Систематическое обсуждение позволило контроллеру найти общий язык со специалистами и руководителями других служб, что помогало оперативно выявлять проблемы и принимать обоснованные и квалифицированные решения.

2. Стали использовать приведенную выше информацию для планирования производственной программы, ее структуры и доходности на будущие периоды. Пришли к выводу, что управлять доходностью продуктов важно не только в текущей деятельности, но и при разработке стратегии развития предприятия.

3. Самым критичным фактором оказались цены. За счет ценовой конкуренции недополучено 18 000 руб. Службе сбыта поручили изучить новые рынки для реализации продукции.

4. Создали рабочую группу из специалистов основных служб для изучения причин роста переменных затрат на продукты В и С, поскольку это привело к снижению доходности программы на 3600 руб.

5. При планировании выпуска программы и ее структуры надо особое внимание уделять двум группам продуктов — В и D как самым доходным и вместе с тем самым проблемным. Службу сбыта ориентировали на продажу большего количества этих выгодных для предприятия продуктов.

С учетом изменений на рынках сбыта решили заранее моделировать изменение различных параметров производственной программы (объемов выпуска, цены, переменных затрат) для управления доходами и затратами. Такие расчеты позволили со временем выявить важные зависимости при планировании производственной программы и использовать их при принятии управленческих решений.

Таблица 1

Доходность программы продуктов (план), руб.

Наименование

План

Количество,

шт.

Цена единицы продукта

Выручка

Перемен. затраты на единицу продукта

Переменные затраты на программу

СП единицы продукта

СП программы продуктов

1

2

3

4 (2 х 3)

5

6 (2 х 5)

7 (3 – 5)

8 (4 – 6)

Продукт А

20 000

5,0

100 000

1,40

28 000

3,6

72 000

Продукт В

25 000

7,0

175 000

1,80

45 000

5,2

130 000

Продукт С

8000

4,0

32 000

1,00

8000

3,0

24 000

Продукт D

14 000

9,0

126 000

1,40

19 600

7,6

106 400

Итого

67 000

6,5

433 000

1,50

100 600

5,0

332 400

Таблица 2

Доходность программы продуктов (факт), руб.

Наименование

Факт

Количество,

шт.

Цена

Выручка

Переменные затраты на единицу продукта

Переменные затраты на программу

СП единицы продукта

СП программы продуктов

9

10

11

12

13

14

15

Продукт А

22 000

5,00

110 000

1,4

30 800

3,6

79 200

Продукт В

24 000

6,50

156 000

1,9

45 600

4,6

110 400

Продукт С

12 000

4,50

54 000

1,2

14 400

3,3

39 600

Продукт D

12 000

8,00

96 000

1,3

15 600

6,7

80 400

Итого

70 000

5,94

416 000

1,52

106 400

4,4

309 600

Таблица 3

Анализ отклонений доходности (суммы покрытия) по продуктам, руб.

Наимено-
вание

Отклонения результатов (факт — план)

Выручка

Переменные затраты

Общее изменение СП

Влияние на общее изменение СП

цен на продукты

переменных затрат

количества

16 (11 – 4)

17 (13 – 6)

18 (15 – 8)

19 [9 х (10 – 3)]

20 [9 х (12 – 5)]

21 [7 х (9 – 2)]

Продукт А

10 000

2800

7200

0

0

7200

Продукт В

–19 000

600

–19 600

–12 000

–2400

–5200

Продукт С

22 000

6400

15 600

6000

–2400

12 000

Продукт D

–30 000

–4000

–26 000

–12 000

1200

–15 200

Итого

–17 000

5800

–22 800

–18 000

–3600

–1200