Лихая езда обходится дорого

| статьи | печать

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в результате ДТП погибают 1,2 млн человек и 50 млн получают травмы. Аварийность на дорогах стоит в ряду наиболее значимых социально-экономических проблем. Если не предпринимать мер, направленных на ее уменьшение, то эти цифры в ближайшие 20 лет могут увеличиться примерно на 65%.

Проблеме безопасности движения в России уделяется повышенное внимание. Социально-экономический ущерб от ДТП в стране составляет около 2,5% от ВВП (что сопоставимо с вкладом в ВВП отдельных отраслей национальной экономики). Проблема роста автотранспортной аварийности вынесена на уровень Госсовета РФ, что означает придание ей статуса общенациональной.

Особую актуальность приобретает необходимость вовлечения страховых компаний в совместную с органами исполнительной власти деятельность по повышению защищенности населения от ДТП и снижению тяжести их последствий.

В настоящее время по различным причинам не до конца учитываются многие возможности влияния страховщиков на БДД. Между тем зарубежный опыт свидетельствует, что страховое сообщество может активно влиять на ситуацию на дорогах в целом. Более того, активное участие в этом деле выгодно им и с экономической точки зрения: результатом таких мероприятий становится существенное сокращение объемов страховых и компенсационных выплат.

ОСАГО выступает как справедливая плата страхователя за необходимые и качественные услуги, направленные на обеспечение его безопасности на дороге, а также создание гарантий, что ущерб, нанесенный ему в ДТП, будет возмещен вне зависимости от финансового состояния его участников.

С момента вступления в силу ФЗ от 25.04.2002 № 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» наблюдается устойчивая тенденция увеличения сумм страховых выплат по страховым случаям при ДТП. При этом объем страховых выплат растет опережающими темпами по отношению к росту количества ДТП.

В 2005 г., по данным РСА, страховщики ОСАГО собрали по этому виду страхования 54,069 млрд руб. премии, на 9,7% превысив аналогичный показатель предыдущего года. Объем выплат по обязательной «автогражданке» составил 26,396 млрд руб. — на 42,6% больше, чем годом ранее. В целом за год в стране было заключено свыше 28,73 млн договоров обязательной «автогражданки» (рост на 9,7%), заявлено 1,215 млн (рост на 18%) и урегулировано 1,147 млн (рост на 27,2%) страховых случаев. (Данные РСА.)

Совокупные выплаты страховщиков ОСАГО за 2005 г. составили почти 48,82% от поступлений (аналогичный показатель 2004 г. — 37,54%), средняя выплата равнялась 23,014 тыс. руб. (20,518 тыс. руб.). В прошлом году 29,74% (16,08 млрд руб.) всей премии по ОСАГО пришлось на компании группы «Росгосстрах». На втором месте по объему поступлений была «РЕСО-Гарантия» (5,248 млрд руб.), на третьем — «Ингосстрах» (3,197 млрд руб.).

Существующая динамика объемов страховых выплат позволяет сделать вывод, что тенденция их ускоренного роста продолжится и в 2006 г. По предварительным оценкам, сумма страховых выплат должна будет составить 56,588 млрд руб.

В большинстве стран страховые тарифы не регулируются государством. Во многих из них, входящих в систему «Зеленая карта», используется система «бонус-малус», позволяющая за счет использования скидок/надбавок повышать или сокращать премию в зависимости от количества ДТП, в которых участвовал страхователь. Максимальные коэффициенты повышения существенно различаются в зависимости от стран (с +65 до +250%), так же как и коэффициенты сокращения, которые колеблются от –20 до –75%. В странах Восточной Европы стоимость годового полиса автогражданского страхования составляет 150—160 дол., в Скандинавских странах — 170 дол., в странах континентальной Западной Европы — 270—280 дол., в Великобритании — около 500 дол., в Ирландии — превышает 1200 дол.

В России тарифы на ОСАГО устанавливаются Правительством. Базовый тариф — 1980 руб. (около 70 дол.). Окончательная стоимость полиса зависит от типа транспорта, территории его преимущественного использования, мощности двигателя, периода использования, стажа и возраста владельца. По итогам первого полугодия 2005 г. средняя цена страхового полиса равнялась 1900 руб. (около 67 дол.).

Наши страховщици, конечно, тоже хотели бы иметь «европейские» тарифы. Однако не стоит забывать и об уровне доходов россиян. Так, по последним данным Всемирного банка, среднедушевой доход в России составил 3400 дол. Только не в месяц, как в Европе, а за год.

«У нас идет война на дорогах. Слишком много людей гибнет», — охарактеризовал существующее положение председатель Комитета по анализу аварийности дорожного движения Российского союза автостраховщиков Юрий Решетняк. РСА крайне заинтересован в исправлении ситуации и, в частности, предлагает:

● совершенствование системы нормативно-правового регулирования в рамках ОСАГО;

● упрощение процедуры урегулирования страховых случаев — введение «европейского протокола»;

● присоединение к международной системе «Зеленая карта»;

● внедрение новых информационных технологий.

На практике же в ближайшее время (буквально в июне — июле) в Московской области пройдет апробацию пилотный проект: на дорогах установят несколько скоростемеров, которые будут передавать все данные о зафиксированных нарушителях (РСА на это готов выделить 10 млн руб). Понятно, что 2-3 экземпляра чудо-техники не перевоспитают водителей-лихачей. Хотя во Франции установленные через каждый 100 км скоростемеры заставили-таки автолюбителей ездить по правилам.

Радует хотя бы сам факт, что начало для улучшения ситуации уже положено. Нам бы еще асфальт подлатать, повысить культуру езды, обеспечить автовладельцев качественными машинами, воспитать честных и неподкупных гибэдэдэшников...

Но если не впадать в иллюзию, то в первую очередь необходимо быть осторожным. Легкой вам дороги!

Основные факторы, негативно влияющие на состояние БДД:

● нарушение правил дорожного движения водителями и пешеходами (164 341 и 52 302 ДТП соответственно);
● неудовлетворительное состояние улиц и дорог (50 843 ДТП);
● техническая неисправность автотранспорта (3780 ДТП).

При условии сохранения существующих тенденций социально-экономические потери от ДТП в 2006 г. прогнозируются на уровне 462 млрд руб., в том числе:

● ущерб от гибели и ранения людей — 293 млрд руб.;
● ущерб от повреждения ТС — 105 млрд руб.;
● ущерб от повреждения дорог и дорожных сооружений — 61 млрд руб.;
● ущерб от порчи груза, включая упущенную выгоду, — 3 млрд руб.

По данным ГИБДД

Тяжесть последствий ДТП в России в 3—5 раз выше, чем в промышленно развитых странах. Число погибших на 100 тыс. жителей в 3 раза выше, чем в Великобритании и Швеции, и в 2 раза выше, чем в Германии, Дании и Канаде.