Кто не отвечает за тарифы ЖКХ

| статьи | печать

В «ЭЖ» (2010, № 9) была опубликована статья Сергея Миронова «Кто ответит за тарифы ЖКХ?» Кто ответит, ясно. Любопытно, кто и почему остается в стороне от ответственности.

Все ругают работников ЖКХ за высокие тарифы на коммунальные услуги, но практически никто не сделал хотя бы поверхностный анализ причин роста.

Возьмем топливную составляющую в тарифах. В тарифах на тепловую энергию удельный вес стоимости угля составляет 45—52%, в тарифах на электрическую энергию, вырабатываемую дизельными электростанциями, стоимость нефтепродуктов — 80—85%, в тарифах на водоснабжение стоимость электрической энергии — 32—37%. Сравним рост тарифов ЖКХ и топливной составляющей на примере Енисейского района Красноярского края.

Изменение стоимости топливной составляющей сразу отразится на конечной величине тарифа. Но если тарифы на тепловую энергию регулируются (в Красноярском крае) Региональной энергетической комиссией, то цены на уголь и нефтепродукты никем не регулируются. Видимо, на федеральном уровне еще помнят горняков, стучащих касками перед окнами Белого дома.

«ЭЖ» неоднократно писала о ценовом сговоре производителей и продавцов топлива, но я не припомню случая, чтобы антимонопольная служба вынесла хотя бы одно серьезное решение.

Далее. Согласно действующему законодательству учителям и работникам здравоохранения, проживающим в сельской местности, предоставляется льгота по коммунальным услугам. Только районному предприятию ЖКХ ОАО «Северное» долг по коммунальным услугам от данной категории населения составил свыше 5 млн руб. И проблема практически не решается. По Красноярскому краю задолженность федерального бюджета — десятки миллионов рублей. А сколько по России?

Авторы многих критических публикаций в адрес ЖКХ пишут о «бреши в семейных бюджетах», которую образуют тарифы ЖКХ. Но они забывают о такой мере социальной поддержки, как субсидии гражданам с низкими доходами на оплату ЖКУ.

С. Миронов выступает с нападками на местную власть: «...при попустительстве местных властей...» По мнению автора, на федеральном уровне сделано все как надо, а вот муниципалитеты все портят. Автор как будто забыл про 131-й, 210-й и ряд других федеральных законов, в которых четко прописаны полномочия как органов местного самоуправления, так и государственных органов, в том числе в части регулирования тарифов на ЖКУ. Как говорится, с больной головы на здоровую.

И последнее. В Красноярском крае регулирующим органом является Региональная энергетическая комиссия. Из таблицы видно, что рост тарифов на 2010 г. существенно отстает от роста цен на топливо и от индекса потребительских цен.

Может быть, пора перестать ругать муниципалитеты, а внести изменения в федеральные законы и начать объективно рассматривать ситуацию в отрасли, опираясь только на факты.

С проблемами, о которых я упомянул, сталкиваются все субъекты РФ и муниципальные образования. Органы местного самоуправления различных регионов страны о них пишут в обращениях к правительству и депутатам Госдумы, например в обращении Архангельского городского Совета депутатов от 17.11.2007 по вопросу о реализации Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Тем не менее поправок или дополнений в закон принято не было.

2007 г., базовый период

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Тариф на выработку тепловой энергии, % к пред. периоду

100

108,6

106,4

104,6

Стоимость угля, % к пред. периоду

100

109,2

110,3

104,2*

Стоимость нефтепродуктов,
% к пред. периоду

100

112,1

108,9

105,1*

Информация подготовлена на основе данных предприятий ЖКХ Енисейского района Красноярского края.

* По состоянию на 15 марта 2010 г.