А теперь о главном

| статьи | печать

О власти...

Планируя дальнейшее развитие нашей государственной и политической системы, мы, конечно, должны учитывать современное состояние нашего общества. И в этой связи отмечу одну из существенных черт нашей внутриполитической жизни, а именно низкий уровень доверия граждан к отдельным институтам государственной власти и к крупному бизнесу. И понятно почему.

С переменами начала 90-х были связаны большие надежды миллионов людей, однако ни власть, ни бизнес не оправдали этих надежд. Более того, некоторые представители этих сообществ, пренебрегая нормами закона и нравственности, перешли к беспрецедентному в истории нашей страны личному обогащению за счет большинства граждан.

«Работая над великой общенациональной программой, которая призвана дать первостепенные блага широким массам, мы действительно наступали кое-кому на «больные мозоли» и будем наступать на них впредь. Но это «мозоли» тех, кто старается достичь высокого положения или богатства, а может быть, того и другого вместе коротким путем — за счет общего блага». Хорошие слова, жалко только, что не я их придумал — Франклин Делано Рузвельт, Президент США, 1934 год...

...Разумеется, мы и впредь будем стремиться к тому, чтобы поднять престиж государственной службы. Будем поддерживать российский бизнес. Но и бизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, что государство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекают незаконную выгоду из особых отношений друг с другом.

Говорю сейчас об этом потому, что, несмотря на предпринимаемые усилия, нам до сих пор не удалось устранить... — коррупцию. Считаю, что социальная ответственность должна быть основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса и они обязаны помнить, что источником благополучия и процветания России является народ...

...экономике

...В Послании 2003 года были впервые сформулированы задачи удвоения ВВП на десять лет...

...Казалось бы, мы в целом справляемся с этой задачей, и за последние три года среднегодовой экономический рост как раз составил около 7%. Однако хотел бы подчеркнуть, что если мы... не улучшим основные макроэкономические показатели и не обеспечим должного уровня экономической свободы, если не создадим равные условия конкуренции и не укрепим право собственности, то поставленные в сфере экономики задачи вряд ли удастся решить в заявленные сроки.

Мы уже приступили к осуществлению конкретных шагов по изменению структуры нашей экономики, об этом ранее много говорили, приданию ей инновационного качества. Считаю, что предпринимаемые Правительством шаги в этом направлении правильны, но при этом отмечу следующее.

Во-первых, государственные инвестиции необходимы, конечно, но они не единственное средство достижения цели.
Во-вторых, важен не столько их объем, сколько умение правильно выбрать приоритеты, и при этом крайне важно сохранить ответственную экономическую политику, избранную нами 5 лет назад...

...В условиях жесткой международной конкуренции экономическое развитие страны должно определяться главным образом ее научными и технологическими преимуществами. Но, к сожалению, большая часть технологического оборудования, используемого сейчас российской промышленностью, отстает от передового уровня даже не на годы, а на десятилетия. А эффективность использования энергии, даже со ссылкой на климатические условия, у нас в разы ниже, чем у прямых конкурентов России на мировых рынках...

...Не нарушая достигнутую финансовую устойчивость, нам надо сделать серьезный шаг к стимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитие инноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг.

Разумеется, мы рассчитываем на рост предпринимательской инициативы во всех секторах экономики и будем создавать для этого необходимые условия. Но мощный рывок в вышеназванных, традиционно сильных для страны областях — это наш шанс использовать их как локомотив развития. Это реальная возможность изменить структуру всей экономики и занять достойное место в мировом разделении труда.

Так, мы уверенно чувствуем себя в добывающих отраслях. Наши предприятия здесь вполне конкурентоспособны... Однако на этом, разумеется, нельзя успокаиваться и останавливаться. Необходимо создать условия для ускоренного технологического обновления энергетической отрасли...

Сегодня необходимы и шаги по развитию атомной энергетики — энергетики, основанной на безопасных реакторах нового поколения. Нужно укрепить позиции России на мировых рынках атомного машиностроения, максимально используя здесь наши знания, навыки, новейшие технологии и, разумеется, международную кооперацию. Решению этой задачи должна служить и реструктуризация самой отрасли. И, разумеется, надо прицельно работать на перспективных направлениях энергетики — водородном и термоядерном.

Кроме того, следует кардинально повысить эффективность потребления энергии...

...Убежден, только так можно обеспечить России ведущие, стабильные позиции на энергетических рынках на долгосрочную перспективу ...мы обязаны эффективно реализовать свой потенциал и в столь перспективной сфере, как современные коммуникации...

Неоправданно долго решаются вопросы реорганизации таких важных отраслей, как авиа- и судостроение. Правительство должно оперативно наконец завершить работу по созданию соответствующих холдингов.

Для нас крайне важно не ошибиться и в выборе приоритетов развития космической отрасли. ...Потребуются существенные капиталовложения в модернизацию мощности по производству космической техники и развитию наземной инфраструктуры.

Россия может стать и одним из лидеров в нанотехнологиях... Считаю необходимым в ближайшее время разработать и принять... программу в этой области.

Рассчитываю также, что реализация совместных планов Правительства и Академии наук по модернизации научной отрасли не будет формальной, а принесет реальные результаты, даст экономике перспективные научные разработки.
Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток. Для этого нужно создать и необходимую инфраструктуру... Нужно сформировать благоприятные налоговые условия для финансирования инновационной деятельности.

Считаю также, что государство должно оказывать содействие и в приобретении современных технологий за рубежом... В первую очередь, конечно, для модернизации приоритетных секторов промышленности...

Необходимым условием развития новых технологий остается надежная защита интеллектуальной собственности, и мы должны обеспечить охрану авторских прав... Мы также должны усилить защиту интересов российских правообладателей за рубежом.

Современной России нужен беспрепятственный выход со всей своей продукцией на международные рынки... Именно с этой целью мы продолжаем вести переговоры о присоединении ко Всемирной торговой организации и ведем их только на условиях, которые полностью учитывают экономические интересы России.

Очевидно, что наша экономика уже сейчас является более открытой, чем экономики многих членов этой уважаемой организации. И переговоры о вступлении России в ВТО не должны становиться инструментом торга по вопросам, не имеющим ничего общего с деятельностью этой организации.

В Послании 2003 года я ставил задачу обеспечения конвертируемости рубля... Сегодня предлагаю ускорить отмену оставшихся ограничений и завершить эту работу до 1 июля текущего года.

Однако реальная конвертируемость рубля во многом зависит от его привлекательности как средства, используемого для расчетов и сбережений. И здесь нам еще очень многое предстоит сделать. В частности, рубль должен стать более универсальным средством для международных расчетов и должен постепенно расширять зону своего влияния.

В этих же целях необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами, торговлю с расчетом рублями...

...нацпроектах

 ...Возросшие экономические возможности позволили нам направить дополнительные инвестиции в социальную сферу...

...Проект «Доступное жилье» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза — до 260 млрд рублей.

Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного нацпроекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники.

...России нужна конкурентоспособная образовательная система... Необходимо в первую очередь поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования.

Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей... Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний, и необходимо в широком открытом диалоге с общественностью выработать принципы установления объективных рейтингов вузов. Не нужно бояться расширять финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе и школ, с одновременным повышением их ответственности, конечно, за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат.

Поддерживаю инициативу наших предпринимателей — финансирование крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и формирование системы образовательных кредитов. И здесь следует продумать вопрос о совершенствовании законодательства, стимулирующего такие расходы и создающего необходимые гарантии...

Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг. Хочу, однако, подчеркнуть: средства, выделяемые на реализацию национальных проектов, составляют всего 5–7 процентов от объема государственного финансирования этих отраслей...

...Кроме того, уже с этого года большая часть расходов федерального бюджета должна быть ориентирована на конечный результат. Региональные органы власти также обязаны приступить к такой работе.

Необходимо продолжать и процесс передачи полномочий. В частности, надо передать регионам часть инвестиционных средств федерального бюджета, которые, по своей сути, сейчас финансируют муниципальные полномочия...

 

...демографии

...А теперь о главном. ...О любви, о женщинах, о детях. О семье. И о самой острой проблеме современной России — о демографии.

...Вы знаете, что в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тысяч человек... Для решения этой проблемы необходимо следующее.

Первое — снижение смертности.

Второе — эффективная миграционная политика.

И третье — повышение рождаемости.

...Что касается совершенствования миграционной политики, то приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом необходимо все больше стимулировать приток в страну квалифицированной миграции, людей образованных и законопослушных...

Но никакая миграция не решит наших демографических проблем, если мы не создадим надлежащие условия и стимулы для роста рождаемости...

...Что мы можем и должны сделать уже сегодня? Считаю необходимым кардинальным образом увеличить размер пособий по уходу за ребенком до полутора лет.

...Я предлагаю пособие на первого ребенка с 700 рублей поднять до 1,5 тыс. рублей. А на второго ребенка — до 3 тыс. рублей ежемесячно.

Женщины, которые имели работу, но ушли в отпуск по беременности и родам, а впоследствии — по уходу за ребенком до полутора лет, должны получать за счет государства не менее 40% от прежнего заработка. ...сумма пособия в любом случае не должна быть меньше той, которую будет получать ранее не работавшая женщина, то есть 1,5 и 3 тыс. рублей соответственно.

Другая проблема — это своевременное возращение женщины к нормальной трудовой деятельности. Для этого предлагаю ввести компенсацию затрат на детское дошкольное воспитание. Для первого ребенка — на сумму, равную 20%, для второго — 50%, для третьего — 70% от среднего размера оплаты, взимаемой с родителей за посещение ребенком дошкольного учреждения.

...При этом региональные и местные власти должны обеспечить потребности в детских садах и ясельных группах.
Помимо этого надо совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

...Предлагаю практически в два раза увеличить выплаты на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье до уровня не менее 4 тыс. рублей ежемесячно. При этом предлагаю существенно увеличить и заработную плату приемному родителю с 1–1,5 тыс. рублей до 2,5 тыс. рублей ежемесячно. А также установить единовременное пособие при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью в размере 8 тыс. рублей, то есть установить здесь сумму, равную пособию при рождении ребенка.

...Предлагаю увеличить стоимость родовых сертификатов... в женской консультации с 2 до 3 тыс. рублей, а стоимость сертификата в родильном доме — с 5 до 7 тыс. рублей.

...И, наконец, следующее, самое действенное, на мой взгляд: мера материальной поддержки. Считаю, государство обязано помочь женщине, которая родила второго ребенка и на долгое время выбывает из трудовой деятельности, теряя свою квалификацию. ...

И государство, если оно действительно заинтересовано в повышении рождаемости, обязано поддержать женщину, принявшую решение родить второго ребенка. Должно предоставить в ее распоряжение, так сказать, первичный, базовый материнский капитал, который реально повысил бы ее социальный статус, помог бы решать будущие проблемы. И которым она могла бы распорядиться следующим образом: либо для решения жилищного вопроса, вложив его в приобретение жилья с использованием ипотеки или других схем кредитования по достижению ребенком 3-летнего возраста, либо направить эти средства на образование детей или, если захочет, положить деньги в накопительную часть своей собственной пенсии.

По мнению экспертов, размер таких государственных обязательств в денежном выражении не может быть меньше 250 тыс. рублей. И эта сумма должна ежегодно индексироваться по инфляции, конечно.

...Средства, необходимые для начала намеченных мероприятий, должны быть предусмотрены уже в бюджете следующего года. Этот механизм должен быть запущен с 1‑января 2007-го...

Международная миграция, человек

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

Прибыло в РФ — всего

597 651

513 551

379 726

359 330

193 450

184 612

129 144

119 157

в том числе:

из стран СНГ

571 903

488 087

362 708

346 774

183 650

175 068

119 661

110 374

Азербайджан

29 878

22 210

15 902

14 906

5587

5635

4277

2584

Армения

19 123

16 780

14 677

15 951

5814

6802

5124

3057

Беларусь

17 575

13 760

11 549

10 274

6520

6841

5309

5650

Грузия

24 517

21 059

19 626

20 213

9674

7128

5540

4886

Казахстан

235 903

209 880

138 521

124 903

65 226

55 706

29 552

40 150

Киргизия

13 752

10 997

10 370

15 536

10 740

13 139

6948

9511

Молдова

13 750

10 762

9037

11 652

7569

7562

6391

4816

Таджикистан

23 053

18 396

12 116

11 043

6742

5967

5346

3339

Туркмения

16 501

10 509

7998

6738

4402

4531

6299

3734

Узбекистан

39 620

41 800

41 615

40 810

24 873

24 951

21 457

14 948

Украина

138 231

111 934

81 297

74 748

36 503

36 806

23 418

17 699

из стран вне СНГ

25 748

25 464

17 018

12 556

9800

9544

9483

8783

Выбыло из РФ — всего

232 987

213 377

214 963

145 720

121 166

106 685

94 018

79 795

в том числе:

в страны СНГ

146 961

131 050

127 807

82 312

61 570

52 099

46 081

37 017

в страны вне СНГ

86 026

82 327

87 156

63 408

59 596

54 586

47 937

42 778

Основные демографические показатели

1990

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Численность населения1 — всего, тыс. человек

147 665

148 460

148 292

148 029

147 802

147 539

146 890

146 304

145 649

144 964

144 168

143 474

в том числе:

городское

108 736

108 322

108 311

108 188

108 111

108 053

107 419

107 072

106 725

106 321

105 818

104 719

сельское

38 929

40 138

39 981

39 841

39 691

39 486

39 471

39 232

38 924

38 643

38 350

38 755

Из общей численности населения — население в возрасте, тыс. человек:

моложе трудоспособного

36 101

34 252

33 615

32 787

31 910

30 876

29 580

28 387

27 274

26 115

25 014

24 095

трудоспособном2

83 943

84 332

84 540

84 800

85 352

86 263

87 172

88 040

88 515

89 206

89 896

90 218

старше трудоспособного

27 621

29 876

30 137

30 442

30 540

30 400

30 138

29 877

29 860

29 643

29 258

29 161

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, число лет:

все население

69,2

64,5

65,8

66,8

67,1

65,9

65,4

65,2

65,0

64,9

65,3

мужчины

63,7

58,1

59,6

60,9

61,2

59,9

59,1

58,9

58,7

58,6

58,9

женщины

74,3

71,6

72,4

72,9

73,1

72,4

72,3

72,2

71,9

71,8

72,3

На 1000 человек населения:

родившихся

13,4

9,3

8,9

8,6

8,8

8,3

8,7

9,0

9,7

10,2

10,4

умерших — всего

11,2

15,0

14,2

13,7

13,6

14,7

15,3

15,6

16,2

16,4

16,0

в том числе

детей в возрасте до 1 года3

17,4

18,1

17,4

17,2

16,5

16,9

15,3

14,6

13,3

12,4

11,6

Естественный прирост, убыль (-) населения

2,2

-5,7

-5,3

-5,1

-4,8

-6,4

-6,6

-6,6

-6,5

-6,2

-5,6

Число браков

8,9

7,3

5,9

6,3

5,8

6,2

6,2

6,9

7,1

7,6

6,8

Число разводов

3,8

4,5

3,8

3,8

3,4

3,6

4,3

5,3

5,9

5,5

4,4

1 данные за 1990, 1995—2002 гг. пересчитаны с учетом итогов всероссийской переписи населения 2002 года. Оценка на 1 января соответствующего года.

2 мужчины 16—59 лет, женщины 16—54 года.
3 на 1000 родившихся живыми.

Мнения

Вячеслав Никонов,
председатель Международной комиссии
общественной палаты РФ

Президент четко определил приоритеты — жесткое противодействие коррупции, создание инновационной экономики, интеграция в мировую экономику на максимально благоприятных для России условиях, решение демографических проблем, укрепление обороноспособности страны.

В Послании есть ряд взрывных идей, например конвертация рубля с 1 июля этого года, огромного размера пособия рожающим женщинам и новый механизм распределения этих средств. Внимание было акцентировано на вопросе о российской ядерной триаде, и дан довольно резкий ответ критикам путинской администрации, которые в последнее время предъявляют претензии российской стороне.

Хотелось бы знать, но в Послании не прозвучало, как будут расходоваться деньги, которые появились в российском бюджете. Какие будут крупные инвестиционные проекты? Решение демографических проблем и укрепление обороноспособности не исчерпывают проблем, существующих в российской экономике, в частности существуют большие инфраструктурные проблемы, есть серьезные вопросы, связанные с качеством человеческого капитала, проблемами нации, образования.

Олег Морозов,
заместитель председателя
Госдумы России

Здоровая нация с эффективной демографической политикой — это мегапроект. Это идеология национального выживания, объединяющая идея. Но если у нас не будет конкурентоспособной экономики, эффективной армии, обеспечивающей национальную безопасность, изменить ситуацию не удастся.

Мнения собрала Н. Федорова в рамках «круглого стола», организованного Фондом «Единство во имя России» и международной комиссией сотрудничеству и общественной дипломатии Общественной палаты РФ.

Константин Косачев,
председатель Комитета
Госдумы России

В Послании четко прослеживается мысль о том, что мы больше не можем жить наследием, доставшимся нам от Советского Союза. На протяжении ряда лет на статус России как мировой державы работали огромная территория и соответствующие природные ресурсы, численность населения, ядерное оружие. Теперь этих факторов недостаточно. Необходима решительная перестройка экономики с ресурсной на интеллектуальную, пересмотр оборонной доктрины с ориентацией на асимметричность ответа, а не противостояние военным угрозам, и решение проблем в демографической области.

Александр Дугин,
руководитель Центра
геополитических экспертиз

Владимир Путин объявил о новом курсе — фундаментальное державное возрождение России с опорой на силу и наши национальные интересы, социально ориентированное государство. То есть новый курс в экономике, социальной политике, международных отношениях. Это ликвидация тех либеральных экономических преобразований, которые велись прежде. Мы присутствуем при возрождении имперского стиля.