Расходы на вневедомственную охрану

| статьи | печать

В связи с тем что налоговой проверкой, как правило, охватываются три календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (ст. 87 НК РФ), не будет лишним проверить правильность учета этих расходов в прошлые периоды.

Согласно изменениям, внесенным Законом РФ от 06.06.2005 № 58-ФЗ в подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ, в состав прочих расходов включены затраты на услуги, оказываемые вневедомственной охраной при органах внутренних дел РФ. Эта поправка распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.

Что касается проверки деятельности организации за 2003 и 2004 годы, то здесь велика вероятность того, что контролирующие органы примут во внимание Постановление Президиума ВАС РФ от 21.10. 2003 № 5953/03. В этом Постановлении суд пришел к выводу, что средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер. Соответственно они не могут быть признаны доходами в соответствии со ст. 41 НК РФ, а следовательно, и не подлежат обложению налогом на прибыль организаций. Аргументы следующие.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком (ст. 246 НК РФ). Принципы определения доходов содержатся в ст. 41 НК РФ, где доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме. Не учитываются при определении налогооблагаемой базы доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования (п.14 ст. 251 НК РФ).

Статья 35 Федерального закона от 18.04.91 № 1026-1 «О милиции» предусматривает, что финансирование милиции осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средств, поступающих от организаций на основе договоров, и иных поступлений. В Положении о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.08.92 № 589) указано, что содержание вневедомственной охраны осуществляется за счет специальных (внебюджетных) средств, поступающих по договорам от собственников. При этом расходование средств на содержание подразделений вневедомственной охраны производится по утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов по нормам и нормативам, применяемым в системе Министерства внутренних дел РФ.

Судом отмечено, что Законом «О милиции» предусмотрен особый способ целевого финансирования вневедомственной охраны за счет средств, получаемых от организаций и граждан за оказанные им платные услуги. Функция по оказанию платных услуг возложена на органы внутренних дел (подразделения вневедомственной охраны) в целях реализации их компетенции по охране общественного порядка.

Средства, поступающие подразделениям вневедомственной охраны, подлежат зачислению на специальные счета органов Федерального казначейства РФ. Они расходуются в строгом соответствии со сметой целевого финансирования этих подразделений Министерства внутренних дел РФ. Следовательно, средства, которые поступают подразделениям вневедомственной охраны в качестве платы за услуги по охранной деятельности, носят целевой характер.

Вышеизложенное Постановление Минфин России взял за основу в своих разъяснениях (Письма Минфина России от 28.07.2005 № 03-03-04/1/105, от 10.03.2005 № 03-03-01-04/1/107, от 21.12.2004 № 03-03-01-02/58), в которых приходит к следующему выводу: средства, уплачиваемые налогоплательщиками подразделениям вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ в виде платы за услуги по охранной деятельности, являются средствами целевого финансирования. Таким образом, согласно п. 17 ст. 270 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли расходы в виде перечисленных средств подразделениям вневедомственной охраны с момента принятия решения Президиумом ВАС РФ.

Однако и само Постановление, и его трактовка главным финансовым ведомством не бесспорны. Давайте проанализируем ситуацию.

1. Средства, которые получает подразделение вневедомственной охраны за оказанные услуги, для организации не являются целевыми. Такой вывод можно сделать, проанализировав п. 14 ст. 251 НК РФ. Согласно этой норме к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное и использованное налогоплательщиком по назначению. А вот цель назначения должен определить источник финансирования, в нашем случае — организация, которая оплачивает охранные услуги. Фирмы, являясь клиентами подразделений вневедомственной охраны, не определяют целей, на которые должны расходоваться денежные средства. Оплата, как правило, осуществляется по договору, который нельзя признать договором целевого финансирования, поскольку он не содержит направление использования денежных средств. Исходя из вышеизложенного эти затраты можно учесть в целях налогообложения прибыли на основании подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ, то есть как расходы на услуги по охране имущества.

2. Происходит нестыковка с бюджетным законодательством. В ст. 152 Бюджетного кодекса РФ говорится, что участниками бюджетного процесса являются бюджетные учреждения и получатели бюджетных средств. Средства, полученные бюджетной организацией, являются для нее целевым финансированием, но не могут быть таковыми у стороны, которая оплачивает услуги. В противном случае организации, перечисляя средства по другим бюджетным договорам, не смогут относить их на расходы в целях налогообложения прибыли.

Конечно, если организация решит придерживаться мнения, отличного от позиции Минфина, то это скорее всего приведет к спору с налоговиками. Но как показывает анализ арбитражной практики, дела решаются в пользу налогоплательщиков.

Рассмотрим, например, Постановление ФАС Центрального округа от 23.12.2005 № А64-4360/05-16. Из Постановления следует, что ЗАО обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налоговых органов. Суд признал недействительным это решение в части доначисления налога на прибыль за 2004 год. В апелляционной инстанции законность принятого решения не проверялась. В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт. Налоговый орган считает, что затраты на услуги вневедомственной охраны нельзя учесть в составе расходов для целей налогообложения прибыли на основании п. 17 ст. 270 НК РФ.

Однако суд исходил из следующего. В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признаются для российских организаций полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.

В силу ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270НКРФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются расходы, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

К прочим расходам, в частности, относятся расходы на услуги по охране имущества (подп. 6 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эта норма изложена в редакции, которая действовала в спорный период.

Таким образом, суд установил, что общество правомерно включило в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, расходы на услуги по охране имущества.

Аналогичные решения были приняты судами и в других округах (Постановления ФАС Поволжского округа от 16.03.2006 № А65-21254/2005-СА2-9; Западно-Сибирского округа от 22.02.2006 № Ф04-744/2006(19914-А27-26), от 22.03.2006 № Ф04-2076/2006 (20924-А45-37); Уральского округа от 10.03.2006 № Ф09-1307/06-С7, от 27.02.2006 № Ф09-886/06-С7; Восточно-Сибирского округа от 14.03.2006 № АЗЗ-22486/05-Ф02-960/06-С1).