Техосмотр на полпути к саморегулированию

| статьи | печать

24 марта в Москве по инициативе Союза «ТехЭксперт» состоится конференция «Совершенствование и гармонизация организации и проведения технического осмотра автотранспортных средств», на которой будут обсуждаться вопросы передачи функции гостехосмотра негосударственным организациям. Несмотря на то что на уровне правительства государство уже готово отдать эту функцию, у саморегулирования техэкспертизы много противников среди тех, кто является бенифициаром коррупции в этой отрасли.

Решение о том, что функция ТО избыточна для государства, было принято комиссией по обеспечению безопасности дорожного движения (ОБДД) еще в конце 2008 г. Тогда же были определены и условия ее передачи негосударственным организациям.

Во-первых, внедрение саморегулирования: предприятия, проводящие технический осмотр транспортных средств должны быть членами СРО своего вида деятельности.

Во-вторых, повышение требований к квалификации лиц, осуществляющих проверку технического состояния АТС до уровня дополнительной квалификации к высшему образованию. Если сейчас ТО проводят контролеры, получившие проф-техобразование, то после передачи этой функции бизнесу право на его проведение будут иметь только специалисты с квалификацией экспертов по контролю и диагностике автомототранспортных средств (образовательный стандарт в отношении подготовки экспертов введен в действие в 1997 г.).

Третье условие — гармонизация нормативных документов и стандартов с международными требованиями организации и проведения периодического технического осмотра автотранспортных средств в соответствии с подписанным Россией в 1997 г. международным соглашением.

В июле 2009 г. правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения приняла решение о подготовке проекта федерального закона, предусматривающего изменение процедуры государственного технического осмотра транспортных средств, до 1 декабря 2010 г.

В настоящее время депутатом ГД РФ С.Н. Шишкаревым внесен проект федерального закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств в Российской Федерации». Он предполагает возможность проведения технического осмотра автотранспортных средств как специализированными станциями контроля технического состояния автотранспортных средств, так и дилерами. Реализация принципов саморегулирования в нем предусматривается без конкретизации вида предпринимательской или профессиональной деятельности.

Между тем принципы саморегулирования в этой области уже фактически реализуются. Некоммерческие партнерства организаций, осуществляющих проверку технического состояния с использованием средств технического диагностирования, объединились в Союз «ТехЭксперт», которым уже разработаны стандарты, формирующие требования к общему процессу, и технологии диагностирования при техническом осмотре автотранспортных средств, квалификационные и должностные требования к экспертам по контролю и диагностике автомототранспортных средств, порядок внутренней аттестации технических экспертов и оценки соответствия станций контроля технического состояния автотранспортных средств.

Завершается работа по актуализации образовательных стандартов и соответствующих программ подготовки экспертов по контролю и диагностике автомототранспортных средств с учетом требований времени.

Реализовано требование к персональной ответственности технических экспертов по контролю и диагностике автомототранспортных средств, сформированы компенсационные фонды некоммерческих партнерств — членов этого Союза.

Разработана новая форма экспертного заключения с применением информационных технологий. Это электронная смарт-карта (карта автомобилиста), позволяющая объединить и использовать базы данных станций контроля технического состояния автотранспортных средств и предоставлять их заинтересованным ведомствам. Карта автомобилиста позволяет ускорить предоставление регламентированного доступа к содержащимся в ней данным и автоматизировать процедуру информационного обмена.

С 2009 г. Союз «ТехЭксперт» стал полноправным членом Международного комитета по техническому осмотру транспортных средств CITA. Этот комитет имеет консультативный статус категории II при Экономическом и социальном совете ООН. Членами Международного комитета являются представители более пятидесяти государств. В настоящее время ведется подготовка документов для регистрации некоммерческих партнерств — членов Союза в качестве СРО. В январе 2010 г. первый член Союза «ТехЭксперт» НП «ТехЭксперт-ДВ» (г. Хабаровск) статус СРО уже получил.

На предстоящей конференции будут обсуждаться предложения по изменению нормативных правовых документов, связанных с передачей технического осмотра негосударственным организациям — членам саморегулируемых организаций.