Надо учесть все риски

| статьи | печать

Только 10% руководителей предприятий считают, что у них расширились возможности участвовать в тендерах на поставку продукции для государственных нужд после изменения законодательства о госзакупках. А 20% отмечают, что процедуры оформления документов для участия в конкурсах по госзакупкам существенно усложнились. Таковы выводы исследования, проведенного Высшей школой экономики.

Суммируя результаты анализа состояния системы госзакупок в России, эксперты ВШЭ выделили ряд системных проблем, которые нужно решить для развития законодательства о закупках.

Необходимо создание комплексной системы управления рисками госзакупок, охватывающей все типы рисков. В момент разработки и принятия Федерального закона № 94-ФЗ в качестве главного риска воспринималась исключительно коррупция. Однако практика применения закона продемонстрировала существенные риски недобросовестного поведения поставщиков. Одновременно выявилась трансформация коррупционных рисков и их миграция на другие стадии закупочного цикла.

Еще одна системная проблема — необходимость сбалансировать цели регулирования относительно конечной эффективности закупок. В настоящее время предметом законодательного регулирования являются лишь процедуры торгов. Эффективность же закупок рассматривается контролирующими органами сугубо с точки зрения соблюдения норм Федерального закона № 94-ФЗ. Однако в действительности конечной целью процесса госзакупок является обеспечение государственных нужд, и система регулирования должна быть настроена на обеспечение реализации именно этой цели.

Нужен учет тех издержек, которые все участники торгов (как поставщики, так и госзаказчики) несут в связи с соблюдением положений Федерального закона № 94-ФЗ. До сегодняшнего дня система регулирования скорее строилась по критериям упрощения и удешевления процессов администрирования для регулятора. Это действительно позволяло снижать стоимость регулирования и контроля. Однако необходимо учитывать также издержки, которые несут поставщики и заказчики в связи с необходимостью соблюдения требований Федерального закона № 94-ФЗ. В конечном счете эти издержки всегда закладываются в цену закупок.

Ответы руководителей предприятий на вопрос «Как Вы думаете, какие последствия для деятельности предприятий вызвало изменение законодательства о госзакупках в 2006—2007 годах?»

Вся выборка

Мелкие
фирмы
(до 250 чел.)

Крупные фирмы (свыше 1000 чел.)

Только фирмы, имевшие госзаказы

1. Для предприятий расширились возможности участия в госзакупках

10,8

10,0

12,4

17,9

2. Возросла конкуренция среди предприятий - ­поставщиков

16,1

15,5

18,2

25,6

3. Система госзакупок стала более прозрачной

7,5

5,8

8,0

12,3

4. Выросли общие требования к поставщикам со стороны госзаказчиков

14,2

11,8

17,5

23,8

5. Снизились требования к поставщикам по наличию опыта и квалификации

7,4

8,6

2,2

11,5

6. Усложнились процедуры оформления документов для участия в конкурсах по госзакупкам

20,3

20,6

23,4

33,8

7. Выросли общие издержки участия в конкурсах по госзакупкам (затраты на оформление конкурсной документации, внесение обеспечения и т.д.)

15,3

14,4

19,7

25,6

8. Участие в госзакупках стало менее прибыльным

11,8

13,0

13,1

22,0

9. Расширились возможности для демпинга со стороны недобросовестных участников конкурсных торгов

14,3

14,2

14,6

23,0

10. Другое

2,9

3,3

2,2

2,3

11. Ничего принципиально не изменилось

28,2

29,2

24,8

21,0

12. Затрудняется ответить

30,1

29,3

30,7

13,8

Число фирм

957

431

137

391

Источник: ВШЭ