Порка олигархов электровеником

| статьи | печать

Председатель правительства Владимир Путин провел публичную порку энергокомпаний, которые не выполняют инвестпрограммы. Точнее — капитанов российской энергетики, еще конкретнее — главы группы «ОНЭКСИМ» Михаила Прохорова и другого олигарха Владимира Потанина. При этом недобрым словом не были помянуты ни Олег Дерипаска, который вместе с В. Потаниным владеет ОГК-3, ни «Газпром энергохолдинг» (ОГК-2), ни иностранные владельцы. В. Путин резюмировал: инвестиционные обязательства выполняют либо иностранцы, либо госкомпании и ЛУКОЙЛ.

Дело было на церемониальном пуске первого из десяти гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС, когда премьер лично нажимал кнопочку и затем по старинной русской традиции проводил на станции совещание и разнос.

В этом году суровая зима вынудила коммунальные службы и производственные предприятия использовать электроэнергию, что называется, на всю катушку. В результате ее потребление в январе текущего года вышло на докризисный уровень — 103 млрд кВт. Одновременно от кризисной спячки стала просыпаться отечественная промышленность, что вновь поставило на повестку дня строительство новых энергомощностей. Однако на большинстве запланированных стройплощадок, как любят говорить в правительстве, конь не валялся.

Решение проблемы мощностей давно известно — нужно активнее строить новые энергоблоки и модернизировать существующие станции. Именно с такой целью и проводилась реформа РАО «ЕЭС России», ставшая надгробной эпитафией государственной системе электроэнергетики. В ходе реформы государственные генерирующие компании отдавались частным владельцам, которые взяли на себя ответные обязательства инвестировать средства в развитие электроэнергетики.

Часть обязательств была обеспечена финансированием за счет дополнительной эмиссии акций генерирующих предприятий. Объем привлеченных средств, по оценке главы правительства В. Путина, составил порядка 450 млрд руб. По сути, это государственные деньги, полученные частными компаниями за счет допэмиссии ценных бумаг.

В нынешнем году, по предварительным, весьма радужным прогнозам Минэнерго России, объем ввода новых мощностей должен был в три раза превысить уровень 2009 г. Между тем новые собственники не торопятся расходовать полученные суммы на развитие отечественной энергетики.

По словам премьера, из общей суммы 450 млрд руб. непосредственно на реализацию инвестиционных проектов пока израсходовано только 270 млрд руб. А 66 млрд ушло «на текучку» — покупку непрофильных активов, не имеющих никакого отношения к электроэнергетике страны. Деньги, как выразился председатель правительства, проедались или были направлены на спекулятивные цели.

С оставшимися деньгами ситуация несколько лучше: почти 100 млрд руб. до сих пор не использованы и лежат на счетах новых владельцев.

В прошлом году правительство пошло навстречу генерирующим компаниям, дало им антикризисные послабления, согласилось рассмотреть вопрос о переносе сроков сдачи объектов на год-два (до 2015 г.), а также о переводе части строек на другие, более удобные инвесторам площадки. Тем не менее даже скорректированные планы срываются.

В рамках инвестиционных договоров в настоящее время должно возводиться около 100 энергоблоков. Между тем, по данным Минэнерго России, только на 38 ведется полноценное строительство. Еще на 17 объектах начаты подготовительные работы, а на остальных 43 ветер свищет.

Среди отстающих олигархов, по мнению председателя Кабинета министров, выделяется владелец ТГК-4 Михаил Прохоров, в компании которого до сих пор даже нет планов работы по созданию новых мощностей. Собственник ОГК-3 Владимир Потанин приобрел эту компанию за 81,7 млрд руб. и затем по допэмиссии получил такую же сумму. Но реализовывать инвестиционную программу тоже не спешит.

По мнению В. Путина, строго выполняют свои инвестиционные обязательства государственные компании («Газпром», «Интер РАО ЕЭС», ОАО «РЖД»), а также иностранные инвесторы — финский «Фортум», итальянский «Энел» и немецкий E.On. В ряды передовиков капиталистического соревнования, правда, затесалась и одна крупная частная российская компания — ЛУКОЙЛ.

Часть причин задержки программ капвложений частных компаний, считает директор Института ценообразования и регулирования естественных монополий ВШЭ Илья Далматов, действительно носит объективный характер. Спад потребления электроэнергии и нехватка финансирования в условиях экономического кризиса резко затормозили работу новых владельцев. Вместе с тем темпы отставания от запланированных объемов ввода мощностей явно превышают разумные пределы.

«Не стоит сваливать всю вину за пробуксовку инвестиционных программ на новых собственников генерирующих компаний, — подчеркнул в разговоре с корреспондентом «ЭЖ» аналитик департамента энергетики Альфа-банка Александр Корнилов. — Правительство еще не утвердило новый вариант Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики. Этот документ должен учесть новые макроэкономические реалии и стать целевым ориентиром для капвложений в отрасль».

Ничего не сказал В. Путин и о причинах срыва правительством своих обязательств, ведь только 25 февраля премьер подписал постановление о долгосрочном рынке мощности. А мощность — одна из составляющих конечного счета за электрическую энергию, которая покрывает постоянные затраты генерирующих компаний.

Пока действует только краткосрочный рынок мощности, а на нем цена за мощность не может быть выше тарифа, установленного ФСТ России. Отсутствие постановления о рынке мощностей тормозило развитие. Теперь, говорят эксперты, главное, чтобы дефицит мощностей, который может возникнуть в результате проволочек с реализацией инвестиционных программ, не стал поводом для выкручивания рук отечественной промышленности.

Кроме того, тарифы генерирующих компаний могут моментально взлететь, если экономика начнет быстро выходить из кризиса.

Частные владельцы становятся достойными наследниками государственной монополии. Ведь плата за подключение к электросетям в некоторых регионах (см. «ЭЖ», 2010, № 5, ст. "За тарифы госмонополий заплатит промышленность") уже превышает стоимость строительства новых энергоблоков. Если к этому добавить завышенные тарифы, то новые собственники генерирующих компаний могут пребывать, как тоже принято говорить в Белом доме, в шоколаде и без затрат на инвестиции.

Из подобной ситуации есть два выхода. Либо устанавливать такие правила игры, когда выгодно будет и исполнять обязательства, и развивать производство. Либо не спешить с новыми правилами, но подгонять нерадивых работников вручную.

Судя по совещанию на Саяно-Шушенской ГЭС, пока задействован метод ручного управления.

Тем временем потребители продолжают недоумевать: зачем же тогда нужно было вообще начинать реформу электроэнергетики?

Из 100 энергоблоков, которые должны сейчас возводиться, реально строится 38, еще на 14 идут подготовительные работы, а на 45 конь не валялся

Из высказываний В. Путина

Оценка выполнения обязательств по ДПМ по результатам проведения выездных проверок хода их строительства

Энергоблоки

Количество

Мощность, МВт

% от запланированного количества (107)

Введены в строй

9

1505

8

На стадии строительно-монтажных работ

38

9988

35

На стадии подготовительных работ

17

4358

16

Не реализуются

43

9818

41

Источник: Минэнерго России