Незаменимый помощник в управлении («Ваш партнер-консультант», № 15, 2006 г.)

| статьи | печать

Кто из бизнесменов не задавался вопросом, как изменятся показатели компании в результате реконструкции основных производственных мощностей, увеличения объемов продаж или при изменении схемы расчетов с ключевым поставщиком, изменении цен на продукцию компании и других переменах? То есть что произойдет с финансовым состоянием компании при изменении каких-либо параметров бизнеса? Ответить на подобный вопрос можно, опираясь на предыдущий опыт и интуицию, особенно в рамках небольших компаний. Но более надежный способ — бизнес-моделирование, которое позволяет гибко и быстро планировать финансовые и нефинансовые показатели бизнеса, прогнозировать результаты деятельности при различных вариантах изменения внешней и внутренней среды.

Сферы применения

Для решения задач бизнеса широко используются имитационные многофакторные модели. Суть их сводится к следующему: финансовые потоки и начисления раскладываются на составляющие компоненты, каждая из которых состыковывается с определяющим нефинансовым показателем, при этом в модель закладывается требование сбалансированности ресурсов.

Данный тип моделей позволяет задавать значения основных факторов (средневзвешенные цены, средние ставки заработной платы, эффективные налоговые ставки и т.п.) на перспективу и получать финансовую отчетность компании при сделанных предположениях. Модель может быть выполнена в электронных таблицах MS Excel или других аналогичных программных продуктах.

В российской практике есть примеры создания стандартных моделей для бизнес-планирования и финансового анализа, но сфера их применения ограничена в силу универсальности.

Модель, дающая практические результаты, должна быть разработана для каждой компании индивидуально, адаптирована к специфике конкретного бизнеса и задачи. Преимущества разработанной под нужды компании бизнес-модели перед универсальными моделями очевидны:

  • бухгалтерская точность отражения в модели всех существенных аспектов и операций, а значит, и повышенная точность прогнозов;
  • удобная для анализа структура показателей и прозрачность взаимосвязей между факторами;
  • гибкость модельных форматов, то есть возможность их оперативного изменения в соответствии с изменяющейся учетной политикой компании и другими новыми явлениями, такими как появление нового товара/услуги, деловой единицы в структуре компании и другими изменениями;
  • сопоставимость выходных отчетов модели с формами бухгалтерской отчетности и бюджетными форматами.


Сфера применения имитационных многофакторных моделей охватывает большой круг проблем. К примеру, в модели определяются взаимосвязи между основными факторами, а также появляется возможность узнать количественный вклад каждого существенного фактора в конечный финансовый результат.

Модель позволяет создавать комплексные финансово-экономические прогнозы при разных логических сценариях развития внутренней и внешней среды, отвечать на вопрос: «А что если…?», а также провести комплексную количественную оценку стратегических программ и мероприятий.

Как правило, попытки оценить стратегические из их порознь приводят к тому, что несколько из них частично или в полном объеме включают один и тот же эффект, что не позволяет получить корректную оценку всех мероприятий в целом.

Подходя к решению этой проблемы комплексно, с использованием бизнес-модели, двойной счет удается успешно исключить.

Модель служит фундаментом для оценки стоимости бизнеса, поскольку одним из конечных результатов моделирования является определение будущих денежных потоков, на которых строится оценка стоимости любого бизнеса.

Модельный расчет, составленный с учетом мероприятий, определенных стратегией, автоматически формирует целевые показатели, которые могут быть использованы в других инструментах управления, таких как бюджетная система или система сбалансированных показателей.

Модель позволяет в сжатые сроки сверстать предварительный бюджет компании на квартал или год в зависимости от величины компании и сложности модельных расчетов. При отсутствии системы бюджетирования форматы и механизмы, заложенные в модели, могут служить прототипом форматов и механизмов бюджетирования.

Структура

Несмотря на наличие отраслевой специфики и множества деталей, отличающих одну компанию от другой, модель, как правило, состоит из следующих базовых блоков, на основе которых строятся финансовые отчеты:

доходы, продажи, цены;

расходы;

инвестиции, основные средства и производственные мощности;

заемные средства.

Блок «доходы, продажи, цены» содержит ретроспективную и прогнозную информацию о выручке в денежном выражении, объемах продаж в натуральном выражении и средневзвешенных ценах.

Информация структурируется в зависимости от конфигурации компании по видам продуктов и услуг, типам клиентов, географическим сегментам, филиалам и структурным подразделениям.

В блоке «расходы» представляется ретроспективная и прогнозная информация о расходах в денежной форме, а также о натуральных количественных показателях, их определяющих.

Два первых блока модели с небольшими дополнительными вставками необходимых данных образуют детализированный отчет о прибылях и убытках, который оформляется в соответствии со стандартами международной финансовой отчетности (или приближен к ним), но может быть оформлен и в российских стандартах бухгалтерского учета.

Блок «инвестиции, основные средства и производственные мощности» раскрывает структуру капитальных вложений, отражает их связь с движением основных средств, содержит натуральные показатели инвестиционного плана и показывает их влияние на производственные мощности компании. Этот блок является самым специфическим и зависит от отрасли, технологии производства и масштабов бизнеса.

В разделе «заемные средства» отражается движение банковских кредитов и займов, облигационных займов, векселей, операционного и финансового лизинга.

Моделирование ведется с учетом присущих каждому виду долга особенностей. При определении будущей потребности в заемных средствах учитывается цена и форма планируемых заимствований, а также графики погашения существующих.

Для получения итоговых финансовых результатов моделирования описанные выше разделы дополняются недостающими данными, в частности движением запасов, материалов и готовой продукции, дебиторской и кредиторской задолженностей, различных резервов и т.д. Итоговые финансовые результаты представляются в виде взаимосвязанного набора форм финансовой отчетности:

  • отчет о прибылях и убытках;
  • баланс;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о движении капитала.

Этапы разработки

Разработка модели осуществляется в несколько этапов.

1. Предварительный — создается укрупненная бизнес-модель на основе стандартных бухгалтерских форм. На этом этапе определяются направления дальнейшего анализа существенных статей доходов, расходов, оборотного капитала и инвестиций, а также перечень информации, необходимой для дальнейшего моделирования.

2. Информационный — создаются и неоднократно выверяются базы данных финансовых и нефинансовых показателей. Построение модели опирается на систему внутренней финансовой и нефинансовой статистики организации. В зависимости от ее состояния этот этап может быть разной продолжительности.

При сборе и анализе исходных данных вскрываются пробелы системы внутрикорпоративной информации, обнаруживаются нестыковки и ошибки в статистике, выявляются жизненно важные показатели и аналитические разрезы, статистика по которым не ведется.

3. Аналитический — системно анализируются данные, полученные на предыдущем этапе, выстраиваются взаимосвязи между факторами, проводится финансовый анализ.

После сбора и приведения в систему всех необходимых данных приступают к выстраиванию взаимосвязей между факторами, а также подвергают данные проверке на непротиворечивость. В зависимости от сложности поставленной задачи и вида бизнеса в модель может быть встроено до нескольких десятков зависимостей.

В результате этого этапа получает «каркас» модели, который содержит взаимосвязи между данными. Он наполнен выверенными ретроспективными данными за последние годы.

Теперь модель готова к работе.

Использование в стратегическом планировании

Разработка стратегии любой компании предусматривает определение целевого состояния, которого она хочет достичь к определенному моменту времени, а также перечня действий, выполнение которых переводит компанию в желаемое состояние.

Процесс качественного планирования, т.е. определение целевого состояния и необходимых для перехода в него действий, необходимо дополнять количественным планированием, в том числе определять количественные характеристики плана и проводить комплексную количественную проверку плана на непротиворечивость. Именно для целей количественного планирования идеально подходит бизнес-модель.

Определение численных значений входов (факторов) модели начинается с анализа внешней среды, в ходе проведения которого, в частности, устанавливается, какими темпами и за счет каких факторов будут расти рынок и доходы компании при условии, что компания выполнит определенный ранее комплекс стратегических действий.

Обычно создается несколько логических сценариев развития рынка, которые могут предусматривать появление новых игроков, изменение технологий, механизмов и норм государственного регулирования отрасли. Таким образом, определяются перспективные значения факторов в блоке «доходы».

Для того чтобы определить перспективные расходы и инвестиции, проводят анализ внутренней среды при условии выполнения намеченного комплекса стратегических мероприятий, а также оценивают стоимость этих мероприятий.

В результате такого двухступенчатого анализа появляется несколько наборов значений факторов, соответствующих разным логическим сценариям, которые впоследствии закладываются в бизнес-модель. В ней определяются окончательные финансовые результаты стратегии: величины денежных потоков и долга, прибыльность, долгосрочная платежеспособность, ликвидность.

Если полученные на основе бизнес-модели прогнозные финансовые результаты удовлетворяют изначальным стратегическим целям, стратегический план можно считать по меньшей мере непротиворечивым, а первый цикл стратегического планирования завершенным.