Промышленной сборке закрутили гайки

| статьи | печать

Совместным приказом Минэкономразвития России № 533, Минпромторга России № 1018 и Минфина России № 137н от 17.12.2009 (зарегистрирован в Минюсте России 20.01.2010 № 16018) ужесточены требования к осуществлению промышленной сборки иностранных автомобилей на территории РФ.

Порядок, определяющий понятие «промышленная сборка» и устанавливающий применение этого понятия при ввозе на территорию РФ автокомпонентов для производства моторных транспортных средств товарных позиций 8701—8705 ТН ВЭД, их узлов и агрегатов, утвержден приказом Минэкономразвития России № 73, Минпромэнерго России № 81 и Минфина России № 58н от 15.04.2005 (далее — Порядок).

Каждый год с момента утверждения Порядка в него вносились изменения. Не стал исключением и минувший год. Правительство решило вести себя построже с иностранными автопроизводителями, и тому есть несколько причин.

Подход изменился

По соглашениям, подписанным иностранными автопроизводителями с Правительством РФ, в обмен на льготы они обязались не позднее чем через 24 месяца после организации на предприятии сварки, окраски и сборки кузова сократить ввоз автокомпонентов не менее чем на 10%. А за 4,5 года сократить перечень ввозимых компонентов на треть.

Но на практике до сих пор многие из автопроизводителей дальше отверточной сборки не идут либо переводят на полный цикл считаное количество выпускаемых моделей. В этом им потворствовала формулировка п. 2.3 Порядка, согласно которой под сокращение попадал ввоз только тех автокомпонентов, которые были указаны в соответствующем перечне, заявленном на момент подписания соглашения автопроизводителя с Правительством РФ. А за это время производство могло быть расширено.

Формулировка названного пункта изменена, и автопроизводителей обязали переводить на полный цикл сборку всех автомобилей, производимых в России, а не нескольких моделей из всех.

Классификация ввозимых товаров в позициях ТН ВЭД для промышленной сборки осуществляется на основании соглашения автопроизводителя и при наличии заключения Минпромторга России о целевом назначении ввозимых товаров (п. 2.1 Порядка).

Бракованные автокомпоненты

Ужесточены требования обращения и с бракованными автокомпонентами, дабы ограничить их доступ на внутренний рынок. При обнаружении бракованных автокомпонентов они помещаются в специально оборудованное изолированное помещение с ограниченным доступом (п. 4.4 Порядка). Автопроизводитель обязан исключить попадание бракованных автокомпонентов или их частей в гражданский оборот. Они должны быть возвращены поставщику либо утилизированы.

Но что будет при нецелевом использования ввезенных автокомпонентов?

Ранее четкие санкции не были прописаны, чем пользовались многие автопроизводители. Теперь эта лазейка закрыта.

Итак, при выявлении нецелевого использования автокомпонентов Минэкономразвития России не позднее десяти рабочих дней направляет автопроизводителю и в Минпромторг России уведомление о выявлении факта нецелевого использования автокомпонентов или их частей. При этом соглашение на промсборку расторгается. На основании уведомления Минпромторг России отзывает заключение о целевом назначении ввозимых товаров, после чего все автокомпоненты оформляются в обычном порядке с применением стандартных пошлин (п. 4.3 Порядка).

За остальные нарушения соглашения о промышленной сборке автомобилей санкции более сдержанные: приостановление предоставления льгот на ввозимые автокомпоненты как на товары, предназначенные для промышленной сборки. Если же нарушения исправлены, все льготы возвращаются.

Позитивные новшества

Есть и приятные для автопроизводителей изменения.

Во-первых, снято ограничение срока заключения соглашения на промышленную сборку иномарок. Ранее согласно сноске к п. 3.1 Порядка соглашения заключались до 10 ноября 2007 г.

Теперь соглашение можно заключить в любое время, если этого требуют цели социально-экономического развития отдельных субъектов РФ и дано соответствующее поручение Президента РФ или Правительства РФ.

Кроме того, можно замещать собираемые модели транспортных средств путем внесения изменений в соглашение после согласования с Минэкономразвития России и Минпромторгом России (п. 2.4 Порядка).

К сведению

Промышленная сборка — это производство иностранных автомобилей на территории России из комплектующих, ввозимых из-за рубежа. Привлекательность этой схемы заключается в том, что ввозимые детали либо вовсе освобождаются от таможенных пошлин, либо к ним применяется пошлина не выше 5%. Если же ввозить готовый автомобиль, пошлина составит 30%.