Технический регламент о безопасности зданий и сооружений

| статьи | печать

С 30 июня 2010 г. вступит в силу Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее — Технический регламент). Он будет распространяться на все здания и сооружения, а также их сети и системы инженерно-технического обеспечения.

Технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к зданиям и сооружениям в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, и обеспечения энергетической эффективности зданий и сооружений.

Объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) на всех этапах их жизненного цикла, кроме технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений.

Идентификация

Технический регламент вводит обязательную идентификацию для всех зданий и сооружений. Процедура идентификации позволит определить характеристики, которыми обладает здание (сооружение) с учетом объема экономических, социальных и экологических последствий его разрушения, другими словами, к какому уровню ответственности оно относится: повышенной, нормальной или пониженной.

Идентификация должна проводиться по следующим признакам:

• назначение;

• принадлежность к опасным производственным объектам, к объектам транспортной инфраструктуры и к другим объектам, функционально-технологические особенности которых влияют на их безопасность;

• пожарная и взрывопожарная опасность;

• наличие помещений с постоянным пребыванием людей непрерывно в течение более двух часов;

• уровень ответственности;

• возможность опасных природных процессов (явлений, техногенных воздействий) на территории, на которой будут осуществляться строительство, реконструкция и эксплуатация зданий и сооружений.

К сведению
В настоящее время идентификации подвергаются только опасные производственные объекты (например, склады взрывчатых веществ, системы теплоснабжения) и порядок ее проведения носит рекомендательный характер (см. Методические рекомендации, утвержденные приказом Ростехнадзора от 05.03.2008 № 131).

Справка

Перечень опасных производственных объектов определен в Федеральном законе от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в редакции, действующей с 11 января 2009 г.

Критерии пожарной и взрывопожарной опасности содержатся в Федеральном законе от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Идентификационные признаки здания сначала указываются застройщиком (заказчиком) в задании на выполнение инженерных изысканий для строительства или в задании на проектирование, а впоследствии — в тексте проектной документации лицом, осуществляющим ее подготовку.

Повышенным уровнем ответственности обладают здания и сооружения, которые ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ относит к особо опасным, технически сложным или уникальным объектам.

Справка

К особо опасным, технически сложным объектам относятся объекты использования атомной энергии, линейно-кабельные сооружения связи и сооружения связи, линии электропередачи и объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более, аэропорты, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, метрополитен, морские порты (за исключением специализированных портов для спортивных и прогулочных судов), тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше.

К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:

• высота более чем 100 метров;

• пролеты более чем 100 метров;

• наличие консоли более чем 20 метров;

• заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;

• наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств либо разрабатываются специальные методы расчета.

Пониженный уровень ответственности характеризует здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции зданий (сооружений) либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства. Все остальные здания и сооружения относятся к нормальному уровню ответственности.

Проектная документация

Большое внимание Технический регламент отводит требованиям к результатам инженерных изысканий и проектной документации.

В принципе состав и требования по содержанию разделов проектной документации к строительству (отдельным этапам строительства) и реконструкции устанавливаются Правительством РФ (п. 13 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).

Но поскольку проектная документация является одним из основных документов, влияющих на принятие решения об обеспечении безопасности здания и сооружения на всех этапах их жизненного цикла (реконструкции, ремонта, эксплуатации, сноса), Технический регламент коснулся и этой стадии строительства (реконструкции).

 

Кстати
5 января 2010 г. вступило в силу Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

 

Обоснование

Важное нововведение — мероприятия по обеспечению безопасности и проектных значений и характеристик здания на их соответствие требованиям безопасности надо обосновывать либо ссылкой на положения Технического регламента и действующие стандарты (свод правил, технические условия), либо одним из следующих способов:

• результатами исследования;

• расчетами и (или) испытаниями, выполненными по сертифицированным или апробированным методикам;

• моделированием сценариев возникновения опасных природных процессов и явлений и (или) техногенных воздействий, а также оценкой риска их возникновения.

Проверки, осмотры, освидетельствование

Периодичность проверок, осмотров и освидетельствования строительных конструкций и сетей (систем) инженерно-технического обеспечения (отопления, водоснабжения, электрических сетей) регулируется отдельными нормативными актами (см., например, Правила устройства и безопасности эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 № 90, Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденное постановлением Госстроя СССР от 29.12.73 № 279).

О существовании этих документов обычные собственники, как правило, не знают. Теперь благодаря Техническому регламенту они смогут ознакомиться с минимальной периодичностью проведения всевозможных проверочных мероприятий в проектной документации.

Из нее же можно будет получить сведения о размещении скрытых электрических проводок, трубопроводов и иных устройств, о допустимых значениях эксплуатационных нагрузок на строительные конструкции (сети и системы инженерно-технического обеспечения), что очень важно, особенно при проведении ремонта помещений здания.

Механическая безопасность

Следует обратить внимание на требования к обеспечению механической безопасности зданий (сооружений), под которой понимается состояние строительных конструкций и основания здания (сооружения), при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни и здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений вследствие разрушения или потери устойчивости здания, сооружения или их частей.

Строительные конструкции и основания здания (сооружения) должны быть возведены в соответствии с предельным состоянием по прочности и устойчивости. Запредельным состоянием, в частности, будет считаться разрушение любого характера, потеря устойчивости формы или устойчивости положения, нарушение эксплуатационной пригодности и иные явления, связанные с угрозой причинения вреда здоровью граждан, имуществу и окружающей среде.

При проектировании здания должны учитываться все виды нагрузок, в том числе функциональные и климатические, а также два вида расчетных ситуаций: установившаяся и переходная. Продолжительность установившейся расчетной ситуации приравнивается к сроку эксплуатации здания или сооружения, в том числе эксплуатации между двумя капитальными ремонтами или изменениями технологического процесса. Переходная расчетная ситуация, напротив, имеет небольшую продолжительность по сравнению со сроком эксплуатации здания или сооружения.

Исключение установлено для зданий (сооружений) с повышенным уровнем ответственности. При их проектировании учитывается также аварийная расчетная ситуация, являющаяся важной с точки зрения последствий предельных состояний, которые могут возникнуть, например, в случае взрыва или пожара. Продолжительность этой ситуации и вероятность ее возникновения небольшие.

Расчеты значений безопасности зданий (сооружений) разных уровней ответственности будут производиться с использованием соответствующих коэффициентов надежности, значение которых не должно быть ниже установленных п. 7 ст. 16 Технического регламента.

Санитарно-эпидемиологические требования

Статья 23 Федерального закона от 30.05.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений соответствовали санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Вместе с тем действующие санитарные правила и нормы разработаны не для всех видов зданий. Так, гигиенические требования по освещению, инсоляции и солнцезащите разработаны только для жилых и общественных зданий, а требования к микроклимату — для производственных помещений.

Справка

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 06.04.2003.

Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01» утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 19.10.2001.

Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.4.548-96 утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.96 № 21.

Технический регламент исправил этот пробел и определил виды санитарно-эпидемиологических требований, которые должны указываться в проектной документации. Теперь в проектной документации любого здания и сооружения должны быть пред-усмотрены меры по предотвращению переувлажнения ограждающих строительных конструкций, накопления влаги на их поверхностях и по обеспечению их долговечности, а также возможность автономного регулирования параметров микроклимата помещений. При этом расчет параметров теплотехнических характеристик производится по температуре воздуха внутри здания, результирующей температуре, скорости движения воздуха и его относительной влажности.

Требования для пользователей зданий и сооружений

В соответствии с Техническим регламентом проектная документация должна содержать требования по предупреждению действий, вводящих в заблуждение приобретателей (пользователей). В ней указываются идентификационные признаки объекта, срок эксплуатации, показатели энергетической эффективности и степень огнестойкости. Обязательна и оценка соответствия объекта начиная со стадии проектирования и до его сноса (утилизации). Технический регламент сохраняет действующие формы ее проведения:

• заявление о соответствии проектной документации требованиям Технического регламента;

• государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации;

• заявление о соответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) здания (сооружения) требованиям Технического регламента;

• государственный надзор и строительный контроль;

• ввод объекта в эксплуатацию.

Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации, а также государственный строительный надзор осуществляются в случаях, предусмотренных градостроительным законодательством, например, при строительстве и реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе (ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).