Не бремя, а стимул производства

| статьи | печать

В кон­це апреля Го­с­дума намерена рас­смо­т­реть во вто­ром чте­нии законопро­ект о налоговом администрировании. От того, какие нор­мы в конеч­ном сче­те будут в нем доминировать, зависит налоговая политика, самочув­ствие все­го предпри­нимательства, экономики в целом. С чем депутаты выходят ко вто­рому чте­нию, рас­ска­зал председатель Ко­митета Го­с­думы по бюд­жету и налогам, док­тор экономических наук Юрий ВАСИЛЬЕВ.

Ра­бота идет непро­сто. Наш комитет получил более 750 попра­вок. И хотя спо­ры вок­руг про­екта про­дол­жают­ся в раз­лич­ных инстанциях, сегод­ня уже мож­но говорить о том, что определен­ные кон­туры будущего закона обо­зна­чены точ­но. Без сом­нения, он будет иметь стратегическое зна­чение для раз­вития новой налоговой политики. По­может отрегулировать механизм сбо­ра налогов, раз­решит кон­фликт меж­ду налоговиками и налогопла­тельщиками, определит пра­ва и обязан­ности каж­дой сто­роны.

Еще перед при­нятием законопро­е­к­та в пер­вом чте­нии про­шли пар­ламентские слу­шания по про­б­лемам вза­и­моотношений налогопла­тельщиков и налоговых органов. Проа­нализировав все обращения, в том чис­ле регио­нальных предста­вителей малого и сре­д­него биз­неса, были сформулированы поправки к законопро­е­к­ту, на при­нятии которых мы будем наста­и­вать.

Во-пер­вых, это касается наделения налоговых органов пра­вом тре­бовать «пояс­нения и докумен­ты, под­твержда­ющие пра­вильность исчис­ления, удержания и своевре­мен­ность уплаты налогов и сбо­ров». То есть инспекции име­ют пра­во на получение всех докумен­тов, которые сочтут нуж­ными. В ито­ге получается, что перечень справок, которые дол­жен предъ­явить налогопла­тельщик, не сокра­тил­ся, а уве­личил­ся. В связи с этим мы полагаем, что необходимо не только умень­шить количество этих докумен­тов, но и сде­лать его реаль­но закры­тым.

Во-вто­рых, в законопро­е­к­те, при­нятом в пер­вом чте­нии, предлагается закре­пить обязан­ность налогопла­тельщика предста­в­лять в налоговый орган бух­гал­тер­скую отчет­ность в поряд­ке и в сро­ки, установ­лен­ные За­коном «О бух­гал­тер­ском уче­те». Со­гласно ста­тье 15 которого, большин­ство организаций обязаны предста­в­лять квартальную бух­гал­тер­скую отчет­ность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года. Это абсолют­но неоправ­дан­но, так как никакой существен­ной зна­чимости для целей налогообложения она не име­ет. Та­ким образом, этот документ не только не решает поста­в­лен­ные Президен­том РФ задачи по совер­шен­ствованию налогового администрирования и улучшению ситуа­ции в обществе, а, ско­рее, зна­чительно ухудшает положение налогопла­тельщиков.

Ре­аль­ное решение про­б­лемы оптимизации налогового администрирования может быть также обеспечено при­нятием во вто­ром чте­нии ряда кон­струк­тив­ных попра­вок, рег­ламен­тирующих чет­кое определение ста­туса налоговых про­верок и уточнение про­цедуры их про­ведения, включая установ­ление мак­симально жестких сро­ков. Не­обходимо добиться повышения эф­фек­тив­ности досудеб­ного уре­гулирования налоговых спо­ров и ограничений количества про­верок налогопла­тельщика.

Кроме того, нуж­но чет­ко установить перечень лиц, наделен­ных пра­вом вла­дения инфор­мацией определен­ного харак­тера. Це­лесообраз­но законодательно закре­пить про­ведение повторных налоговых про­верок, напра­в­лен­ных на выяв­ление нарушений законодательства о налогах и сбо­рах органами налогового кон­т­роля с соблюдением при этом базовых принципов, в том чис­ле и «пре­зумпции невинов­ности».

Та­ковы наши ключевые позиции относительно вто­рого чте­ния законопро­е­к­та.

Те­перь — немно­го о видении нашим комитетом дру­гих напра­в­лений налоговой рефор­мы. Так, счи­таю целесообраз­ным перечис­ление налога на доходы физических лиц в пре­делах РФ по мес­ту жительства работ­ника, а не по мес­ту его работы. Сред­ства от него должны посту­пать в местные бюд­жеты.

К при­меру, мил­лио­ны людей, про­живающих в городах Мо­с­ков­ской облас­ти, работают в Мо­скве и подоход­ный налог, начис­ляе­мый по их мес­ту работы, посту­пает в сто­лич­ный бюд­жет, а это 3-млрд руб. еже­год­но. В то же вре­мя в городах Подмоско­вья хро­нически не хва­тает средств для муниципальных бюд­жетов на обеспечение социаль­ных потребностей. Та­ким же образом обсто­ит дело и в дру­гих областных цен­т­рах страны. От общего объ­е­ма перечис­лений этого налога в раз­мере 574,5-млрд руб. только треть посту­пает в местные бюд­жеты.

Вместе с тем дей­ствующий порядок при­менения этого налога начиная с 2007 года пре­тер­пит ряд определен­ных изменений. В частности, планируется уве­личение социаль­ных налоговых вычетов. В насто­ящее вре­мя раз­мер каж­дого из таких вычетов ограничен 38-тыс. руб. еже­год­но, который с 2004 года остается неизмен­ным. Пред­лагается с ян­варя 2007 года установить пре­дельный раз­мер каж­дого из социаль­ных вычетов на уровне 50 тыс. руб.

Кроме того, в целях сти­мулирования раз­вития доб­ровольного медицин­ско­го страхования будет дана воз­мож­ность учи­тывать не только фак­тические рас­ходы физических лиц на оплату сво­его лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам доб­ровольного лич­ного медицин­ско­го страхования.

Со­вер­шен­ствование налоговой рефор­мы в 2007—2009 гг. будет иметь общую тен­ден­цию к сни­жению налогов. Можно говорить о переходе от раз­решительного к заявительному поряд­ку воз­мещения НДС экспор­терам, уплачен­ного ими по материаль­ным ресур­сам. Уместно ска­зать и об умень­шении налогопла­тельщиками в пол­ном раз­мере налоговой базы по налогу на при­быль организаций на сум­му убытков, получен­ных ими в пре­дыдущем году.

Но­вов­ведением ста­нет и необходимость выделять в пла­теж­ных поручениях отдельной строкой «НДС-пла­теж» с передачей бан­ками налоговым органам инфор­мации о сум­мах рас­четов.

Боль­шую роль будет играть амортизационная политика государ­ства в качестве инструмен­та сти­мулирования рос­та объ­е­мов про­извод­ства и инвести­ций в при­ори­тет­ных отрас­лях экономики. Планируется вве­сти нулевые налоговые ставки по НДПИ для новых неф­тяных мес­торож­дений на срок до 10 лет с момен­та гос­регистрации лицен­зии до дос­тижения обо­зна­чен­ного объ­е­ма добычи неф­ти. Оп­ределен­ные уточнения, регулирующие уплату налога на иму­щество организаций и земельного налога, будут вне­сены в гла­вы Ко­дек­са.