Права на районный коэффициент

| статьи | печать

Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 01.08.89 № 601 введены районные коэффициенты к заработной плате в Кемеровской области — 1,3, а в городах Инте и Воркуте — 1,6. Однако в информационном письме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 № 670-9, ПФР от 09.06.2003 № 25-23/5995 Кемеровская область не упомянута. Прошу разъяснить сложившуюся ситуацию.

Главный бухгалтер ООО ПКФ «Триал»

Базовыми правовыми актами в этой сфере являются Трудовой кодекс РФ и Закон РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее — Закон).

Сложный вопрос

В статье 148 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что труд в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Приведенное положение конкретизируется нормами главы 50 ТК РФ, в которой закреплены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В частности, из ст. 316 Трудового кодекса РФ следует, что размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в указанных районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Аналогичное положение содержится и в ст. 10 Закона.

Надо отметить, что Правительство РФ до настоящего времени не реализовало делегированное ему полномочие. Поэтому ранее принятые правовые акты продолжают действовать в той части, которая не противоречит Трудовому кодексу РФ и иному законодательству. Правомерность их применения неоднократно подтверждали высшие судебные инстанции.

Так, продолжает действовать Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к ним, на которые распространяется действие указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.60 и от 26.09.67 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утвержденный постановлением Совмина СССР от 10.11.67 № 1029 (далее — Перечень). В этот документ неоднократно вносились изменения. Названное постановление принималось в целях устранения множественности нормативных актов о северных льготах. Однако документы, относящиеся к этой сфере, принимались и впоследствии. Специфика нормативных актов заключалась в ограниченности их применения. Они распространялись на определенные, указанные в них отрасли и даже на конкретные предприятия.

Кроме того, льготы вводились в местностях, не упомянутых в Перечне. В результате вновь возникла значительная совокупность подзаконных документов, применение которых вызывает затруднение. Вероятно, именно поэтому и появилось информационное письмо Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от 09.06.2003 № 1199-16, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от 19.05.2003 № 670-9, Пенсионного фонда РФ от 09.06.2003 № 25-23/5995 (далее — информационное письмо).

Для чего потребовались разъяснения

Информационное письмо предназначено для использования в практической работе содержащихся в нем сведений о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке. Обратите внимание: речь идет только о непроизводственных отраслях. В письме говорится только о районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

А теперь обратимся к действующему постановлению Совмина СССР и ВЦСПС от 01.08.89 № 601 (далее — постановление). Из пункта 1 документа следует, что с 1 августа 1989 г. в Кемеровской области вводится единый районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих, для которых такой коэффициент на момент принятия постановления установлен в меньшем размере, на предприятиях, в организациях и учреждениях всех отраслей народного хозяйства в размере 1,3. При этом документ указанную в нем область не относит к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Сопоставление содержания этих двух документов с учетом сделанных нами замечаний позволяет сделать вывод, что неупоминание в информационном письме о Кемеровской области не препятствует применению районного коэффициента в этой области.

Обратим также внимание на то, что названное письмо по сути не является нормативным правовым актом. Это всего лишь документ, разъясняющий действующее законодательство.

Кемеровская область не отнесена к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям и Перечнем. Но это обстоятельство также не препятствует применению на территории названной области северных льгот. Это следует из п. 3 постановления Верховного совета РФ от 19.02.93 № 4521-1, которым Закон введен в действие. Согласно данному пункту государственные гарантии и компенсации, предусмотренные Законом, распространяются на районы Севера, в которых начисляются районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, но которые не отнесены к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям.

Коэффициент обязателен!

Может возникнуть вопрос: что является основанием для отнесения к районам Севера территорий, не включенных в Перечень?

Скорее всего законодатель имел в виду географическое расположение, а также холодный климат отдельных районов.

Кроме того, ст. 148 Трудового кодекса РФ позволяет устанавливать определенные льготы по оплате труда (в том числе вводить районные коэффициенты) не только в холодных северных районах, но и на иных территориях с особыми климатическими условиями. Такой вывод следует из анализа содержания статьи.

Неблагоприятность климата может заключаться, в частности, в повышенных температурах, безводности или разреженности воздуха в высокогорных районах.

Зачастую специалисты, обсуждающие проблемы выплат районных коэффициентов, эти обстоятельства не учитывают, связывая климатические льготы исключительно с районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями. А это, как мы видим, неправильно.

Таким образом, все организации, расположенные в Кемеровской области, не только могут, но и обязаны применять районный коэффициент в размере не ниже установленного указанным постановлением.