Малый и средний бизнес под прицелом

| статьи | печать

В письме от 30.10.2009 № 01-11/51814 «О применении положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ» ФТС России разъяснила свою позицию о необходимости согласовывать с прокуратурой проверочные мероприятия участников ВЭД.

Огромным достижением в борьбе с бюрократическим произволом в свое время стало принятие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Закон), который ограничил количество проверок малого и среднего бизнеса контролирующими органами.

Например, вступившая с 1 января 2010 г. в силу ч. 6 ст. 9 Закона предусматривает, что до 1 ноября года, предшествующего проведению плановых проверок, органы государственного контроля (надзора) в порядке, утвержденном Правительством РФ, направляют проекты ежегодных планов проведения проверок в органы прокуратуры.

Основания для внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства строго регламентированы ст. 10 Закона. Выездные внеплановые проверки также подлежат согласованию органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Но как быть с таможенными проверками? Распространяются ли на них положения Закона? Согласно ст. 361 Таможенного кодекса РФ таможенный контроль проводится не только в момент пересечения границы или в момент оформления товара, но и в течение одного года после утраты товаром статуса находящегося под таможенным контролем. По мнению участников ВЭД, прийти к ним после выпуска товаров таможенники могут, только согласовав свои действия с прокуратурой. ФТС России считает иначе.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Таможенного кодекса РФ отношения в области таможенного дела, в том числе отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, регулируются таможенным законодательством. Согласно ст. 403 Таможенного кодекса РФ осуществление таможенного контроля — одна из функций таможенных органов. Формы и порядок его проведения устанавливаются главой 35 Кодекса. Исходя из п. 1 ст. 14 Таможенного кодекса РФ, предметом проверки являются товары (транспортные средства), оформленные по конкретной таможенной декларации в зависимости от заявленных целей перемещения через таможенную границу и сведений о них. То есть, по мнению ФТС России, приходя к участникам ВЭД, таможня проверяет не самих предпринимателей, а их товары.

Не совсем понятно, в чем именно состоит разница. Но на основании этих рассуждений ФТС России пришла к выводу, что деятельность таможенных органов по осуществлению таможенного контроля в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров регулируется таможенным законодательством и не подлежит согласованию с прокуратурой в порядке, предусмотренном Законом.

Проверочные мероприятия, проводимые таможенными органами у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения (СВХ), владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков, по мнению ФТС России, должны отвечать общим требованиям Закона. Ведь цель таких мероприятий — проверить, выполняют ли указанные лица требования и условия осуществления соответствующего вида деятельности (то есть проверяются сами предприниматели).

Итак, таможенники фактически вывели свою контрольную деятельность из-под действия антибюрократических процедур, ограничившись только согласованием проектов плановых проверок. Напомним, что эти проекты центральный аппарат ФТС России направляет в Генпрокуратуру, региональные таможенные управления направляют в транспортные прокуратуры на правах субъектов РФ, таможни — в транспортные прокуратуры на правах районных по месту осуществления деятельности предполагаемых к проверке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Внеплановые проверки владельцев СВХ, таможенных брокеров и перевозчиков должны быть согласованы (по месту осуществления деятельности проверяемых лиц) следующим образом. Проверки, проводимые центральным аппаратом ФТС России и региональными таможенными управлениями, согласовывают транспортные прокуроры на правах субъектов РФ, проверки, организованные таможнями, — транспортные прокуроры на правах районных.