Еще посмотрим, чей сон крепче...

| статьи | печать

Сможет ли отечественный ОПК восстать из груды ржавого железа и ответить на вызовы XXI века? Чтобы он вновь стал надежным защитником Родины и, более того, локомотивом инновационного развития экономики, нужно активно использовать программно-целевой подход, сконцентрировав оставшиеся «в живых» дееспособные предприятия ОПК на приоритетных направлениях развития военной техники. Об этом шла речь на «круглом столе», проходившем на этой неделе в Фонде «Единство во имя России».

Обсуждению военной тематики, в котором участвовали известные политики, авторитетные ученые и топ-менеджеры компаний высокотехнологичного сектора экономики, предшествовали два весьма интересных события, произошедшие практически одновременно.

Первое — двое американских ученых обнародовали результаты своих исследований, согласно которым российская противоракетная оборона уже не способна отразить ядерный удар США, нанесенный, например, с подлодок в Тихом океане. Второе — в стране воссоздана Военно-промышленная комиссия при Правительстве РФ, главной целью которой как раз и становится восстановление нашей обороноспособности.

Стоит отметить, что мнения участников «круглого стола» не просто разделились, а разошлись в противоположных направлениях. Так, по мнению Сергея Григорьева, заместителя председателя Комитета Госдумы по обороне, ОПК в существующем виде обречен, а ракетные войска сидят на грудах ржавого железа. А один из участников даже высказал предположение, что при сохранении нынешнего положения в оборонно-промышленном комплексе лет через пять наш спокойный мирный сон может однажды перейти в вечный…

И все-таки нельзя впадать в уныние, которое во всех мировых религиях признается самым тяжелым грехом. Ситуацию в ОПК можно и нужно исправить, считает Николай Михайлов, топ-менеджер АФК «Система», более 40 лет проработавший в «оборонке».

В отечественном ОПК сохранилось несколько сотен дееспособных предприятий, которые могут не только производить самые современные виды вооружений, но и стать центрами кристаллизации новых технологий.

Сегодня необходимо вернуться к использованию программно-целевых методов развития, четко определить самые важные, масштабные научно-технологические задачи ОПК и направить туда в концентрированном виде финансовые, технологические и человеческие ресурсы.

Одним из перспективных направлений может стать создание единой информационно-коммуникационной системы мониторинга космической, воздушной и водной обстановки. В рамках такого проекта возможно создание центра анализа ситуаций в окружающей среде и формирование распределенной системы управления в интересах государственной безопасности.

В ведущих российских предприятиях ОПК — Концерне «Радиотехнические информационные системы», НПО «Алмаз», «Вымпел», «Вега» — еще сохранились научно-технические заделы и новые прорывные технологии (супер радио и лазерные локаторы, сверхпроизводительные вычислительные комплексы с высокоинтеллектуальным программным обеспечением и др.).

Между тем Правительство на этой неделе приняло решение о создании ряда новых военно-промышленных холдингов: ракетно-космического, бронетанкового, радиоэлектронного и судостроительного. По сути, продолжается сложный и зачастую болезненный процесс реструктуризации ОПК, начатый формированием крупной госкорпорации «Тактическое ракетное оружие» и вертолетостроительного холдинга.

Смогут ли новые военно-промышленные объединения производить современные вооружения, способные защитить нас от удара потенциальных противников, которые весьма внимательно следят за состоянием нашей обороны? Это будет зависеть не только от правильного целеопределения и использования программных методов.

Например, в США реструктуризация этой отрасли сопровождалась переводом выпуска вооружений на гражданские предприятия и унификацией их производства, что резко снижало все расходы. В противном случае для восстановления обороноспособности нам даже всех наших нефтедолларов не хватит…

К сведению

70% мировых научно-технических достижений сегодня сосредоточено в США.

73,1 тыс. дол. составляет ВВП на одного занятого в Америке.

18 тыс. дол. равняется аналогичный показатель в России.

2,64% своего ВВП тратят Соединенные Штаты на исследования и разработки.

1,01% нашего ВВП идет на эти цели.

Источник: Фонд «Единство во имя России»