Рабская доля мигрантская

| статьи | печать

На прошлой неделе Госдума приняла в первом чтении два законопроекта, направленных на либерализацию пребывания иностранцев и лиц без гражданства в нашей стране. Нововведения прежде всего касаются выходцев из стран СНГ, с которыми у России нет визового режима (со всеми, кроме Грузии и Туркмении). По мнению разработчиков, новые правила помогут государству более эффективно управлять миграционными процессами и позволят сократить нелегальную миграцию. Неподконтрольная и неуправляемая, численностью, по разным оценкам, от 5 до 16 миллионов человек, она начинает сама активно влиять на ситуацию. Негативно.

Ежегодно мигранты вывозят из России до 15 млрд долларов, считают эксперты. А неуплата пошлин и налогов каждый год обедняет нашу страну еще на 8 млрд долларов.

С привлечением нелегальных мигрантов происходит формирование различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневого сектора экономики. При этом, помимо прямых убытков, естественно, отсутствует контроль качества выполняемых работ и выпускаемой продукции. Если, не дай Бог, дом завалится или, как выяснится, съел чего-нибудь не то, получается, и спросить-то за это не с кого.

У мигрантов сложились свои предпочтения. Так, в Московском регионе лидируют приезжие из Украины, Молдавии, Таджикистана и Узбекистана. В Омске и Ставрополье преобладают мигранты из Узбекистана. Далее по численности в Омске следует группа граждан из Казахстана, Таджикистана и Киргизии. А в Ставрополье — из Армении и Украины.

Лидером по распространенности разных форм эксплуатации мигрантов, согласно исследованиям, является Ставрополье, за ним идут Москва и столичный регион. Однако в Москве чаще, чем в других регионах, встречаются такие тяжелые явления, как сексуальная эксплуатация (30% от числа женщин), ограничение свободы (31%), физическое насилие (13%).

Неуправляемая миграция создает незапланированные нагрузки на ЖКХ, медицину, транспорт.

На фоне всего этого в обществе растет социальная напряженность, а к приезжим иностранцам начинают относиться с неприязнью.

Мигранты, правда, сами находятся в незавидном положении. Согласно исследованиям, проведенным Международной организацией труда, низкий уровень заработной платы (его отметили 74% от опрошенных) и невозможность нормально трудоустроиться в своей стране (48%) толкают граждан за границу. Россия привлекает их наличием рабочих мест и возможностью больше заработать (83%).

За прошедший 2005 год к административной ответственности привлечено более полутора миллионов человек. В отношении работодателей за 2005 год возбуждено 370 уголовных дел за организацию незаконной миграции.

Однако поиски лучшей жизни нередко заканчиваются плачевно. Мигрантам приходится мириться с грубыми нарушениями своих прав, вплоть до случаев принудительного труда и даже рабства. Как показали опросы мигрантов, в центральной, южноевропейской части России и Зауралье только 3—5% приезжих из стран СНГ используют официальные каналы трудовой миграции. 80% из них не имеют письменных договоров со своими работодателями и получают зарплату «черным налом».

Мигрантов принуждают работать сверх положенного времени (до 80—90%), с повышенной интенсивностью (60—70%), с неопределенными перспективами оплаты или вовсе без нее (25—47%).

До 90% приезжих лишены социальных льгот, у них нет оплачиваемых выходных и-отпуска по болезни. Из числа опрошенных женщин-мигрантов принуждение к секс-услугам испытали 25—30%.

По оценкам экспертов, формы эксплуатации имеют высокую степень латентности. Их постоянно изменяют, чтобы оставаться вне поля зрения контролирующих инстанций. Так, принудительный труд может проявляться в виде изменения условий трудового договора в сторону необоснованного расширения трудовых функций, видов работ, оплаты труда — например, неоплаты обязательных сверхурочных, времени труда и отдыха, режима работы и сменности, введение необоснованных мер дисциплинарной ответственности, работ во внеурочное время.

Владимир Путин, Президент России:

— Нужно, чтобы эта легализация привела к тому, чтобы внутренние трудовые ресурсы были более востребованы, особенно в строительном секторе.

Специалисты справедливо отмечают, что замаскированная эксплуатация не менее опасна, чем чисто рабский труд, поскольку в такой ситуации работник имеет официальный договор и часть его труда используется как прикрытие для остальной, нелегальной части.

Если отношения с работодателем официально не оформлены, а работник подвергается принудительному труду, то надежд на защиту через суд мало. Сначала потерпевшему лицу придется доказать факт самих трудовых отношений и только после этого — что его принуждали. А сделать это бывает очень сложно, особенно человеку «без бумажки». Практика показывает, что под предлогом регистрации работодатели в 23% случаях изымают документы, удостоверяющие личность.

Россия и Китай договорились создать совместную рабочую группу по вопросам миграции. В задачи группы входит повышение уровня взаимодействия обоих государств в сфере регулирования миграционных процессов, в том числе в области совершенствования договорно-правовой базы сотрудничества, упорядочения миграционных потоков, регулирования внешней трудовой миграции, обеспечения законных прав и интересов мигрантов, принятия согласованных мер по предупреждению и борьбе с незаконной миграцией. Кроме того, рабочая группа будет решать вопросы, связанные с реализацией российско-китайского Межправительственного соглашения о временной трудовой деятельности граждан Китая в РФ и граждан России в Китае (от 03.11.2000).

С принятием законопроектов, направленных на либерализацию миграции, у мигрантов появятся некие гарантии безопасности. По мнению вице-спикера Госдумы Олега Морозова, они позволят мигрантам пользоваться всеми гражданскими правами, включая право на легальную заработную плату. А это пополнение федерального бюджета.

Законопроект «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» вводит уведомительный порядок регистрации прибывших в Россию иностранцев. Разрешительный порядок сохранится лишь в закрытых административно-территориальных объединениях, пограничной зоне, военных городках, зонах экологического бедствия. Приезжим из СНГ теперь не нужно будет каждые три месяца обновлять миграционную карту. Разрешение на временное проживание можно будет получать независимо от наличия в регионе квот для иностранной рабочей силы.

Су­ще­ст­ву­ю­щий се­го­д­ня ми­гра­ци­он­ный ре­жим со­з­да­ет ус­ло­вия для раз­ви­тия кор­руп­ции. По ре­зуль­та­там про­во­див­ших­ся в Мо­ск­ве ис­сле­до­ва­ний, из тех, кто пла­тил штра­фы ми­ли­ции, 43% де­ла­ли это все­гда не­офи­ци­аль­но, а 28% — в основном не­офи­ци­аль­но. Та­ким об­ра­зом, в 70% слу­ча­ев штраф пре­вра­щал­ся во взят­ку.

Второй законопроект вносит поправки в Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Он упрощает процедуру трудоустройства для людей, приехавших к нам в рамках безвизового режима. В частности, предусматривается возможность самостоятельного получения разрешений на работу в десятидневный срок со дня подачи заявления.

Принимаемые меры не только защитят права иностранцев, но и заставят их выйти из тени. По словам замминистра МВД России Александра Чекалина, в Правительстве прорабатывается вопрос о сведении воедино десятков миграционных законов и более сотни иных правовых нормативных актов, регулирующих миграционные отношения. Однако прежде должна быть завершена разработка концепции государственной миграционной политики, принятие которой планируется во втором полугодии этого года.

Документ отражает системный подход к решению миграционных проблем, учитывает международный опыт, ориентирует на устойчивое социально-экономическое и демографическое развитие страны, ее национальную безопасность, геополитические интересы, соблюдение прав и свобод человека.

Уже в те­ку­щем го­ду ФМС пла­ни­ру­ет со­з­дать мощ­ную ин­фор­ма­ци­он­ную си­с­те­му, объ­е­ди­ня­ю­щую все под­раз­де­ле­ния служ­бы сни­зу до­вер­ху. Ка­ж­дый ми­грант, пе­ре­се­ка­ю­щий гос­гра­ни­цу, ав­то­ма­ти­че­ски бу­дет по­па­дать в ба­зу дан­ных, и в даль­ней­шем все его пе­ре­дви­же­ния бу­дут про­зрач­ны и под­кон­т­роль­ны.

Определены этапы реализации государственной миграционной политики: среднесрочные до 2008 года и долгосрочные до 2015-го.

По словам директора Федеральной миграционной службы Константина Ромодановского, с наступлением миграционного бума в России государство попросту оказалось не готово к такому повороту событий. Именно поэтому сейчас принимаются колоссальные усилия по выработке четкой миграционной политики.

Оценка условий труда (в %)

Москва

Омск

Ставрополь

Всего

Нормальные условия труда

13

52

10

24

Слишком большая продолжительность рабочего дня, мало выходных

75

24

83

61

Физически тяжелый труд на износ

45

10

58

39

Плохие условия труда (неблагоустроенное рабочее место, грязь, плохое оборудование и т. п.)

40

11

42

33

Опасность со стороны бандитов, рэкетиров и т. д.

15

1

10

10

Вредные для здоровья условия труда (химич. вещества, холод и т. п.)

23

1

23

16