Продал - заплати!

| статьи | печать

К широко обсуждаемому улучшению налогового администрирования добавилась идея замены НДС на налог с продаж. О ней не раз говорил начальник Экспертного управления Президента РФ Аркадий Дворкович, а не так давно она получила дополнительное обоснование: Центр исследований проблем налогообложения при Финансовой академии представил отчет о научно-исследовательской работе «Сопоставление НДС и налога с продаж».

Сразу оговоримся: с точки зрения замены ныне здравствующего НДС эксперты фактически предложили усовершенствованную конструкцию налога с продаж, который, с одной стороны, сохранит некоторые черты НДС, а с другой — должен упростить налоговую систему. Изменения произойдут не ранее 2009 г., да и то после обсуждения концепции с профессиональным сообществом.

Налог с продаж не будет, как нынешний НДС, передаваться по цепочке от продавца к покупателю, а будет начисляться и взиматься только на стадии конечного потребления. При этом к таковому будут относиться потребление домашними хозяйствами (неважно, товары ли это первой необходимости или же недвижимость), государственные закупки и расходы организаций, не связанные с производством, а также покупки, оплачиваемые в наличной форме.

Основной аргумент экспертов — простота администрирования налога с продаж как для государства, так и для налогоплательщиков. Эту простоту должно обеспечить использование для расчета базы всего оборота розничной торговли и платных услуг, а также вменение в обязанность подавать декларации всем юридическим лицам, а не только имеющим налоговые обязательства. Ничего не говорится в докладе о таких мелочах, как налоговый период, но, надо думать, он останется равным месяцу.

Потерь бюджета в случае замены не избежать, но, по мнению исследователей, в результате отмены НДС у предприятий появятся свободные денежные средства и, следовательно, расширится налоговая база по налогу на прибыль, ЕСН и НДФЛ. Таким образом, если бы замена произошла в 2004 г., то потери бюджета при уровне собираемости 29,9% (а это пессимистический сценарий, соответствующий расчетной собираемости старого налога с продаж) составили бы около 391 млрд руб. А при развитии событий по оптимистическому сценарию (при 60%-ной собираемости) брешь не превысила бы 209 млрд руб.

Однако помимо «денежных» последствий существует и такой плюс, как избавление от процедуры возмещения НДС из бюджета. С учетом российской специфики (возмещение растянуто во времени, на практике может быть связано с прохождением трех уровней судебной системы в процессе разбирательств, а также взятками должностным лицам налоговых органов чуть ли не до 30% от суммы возмещения) для бизнеса это может быть и благо. С точки зрения государства, которое никак не может справиться с махинациями в этой сфере, наверное, тоже.

А вот экспортоориентированные предприятия могут и пострадать. Авторы НИР считают, что это лишь восстановление справедливости: «Получая возмещение по НДС, сырьевые экспортеры еще более увеличивают свою прибыльность, что снижает возможности по диверсификации экспорта и в конечном итоге закрепляет сырьевую структуру экономики». Но заодно пострадают и те, кто пытается экспортировать продукцию с высокой степенью переработки.

И еще один немаловажный момент — цены. Их повышение не является неизбежным, но вполне возможно. Предлагаемый вариант налога с продаж должен бы даже стимулировать снижение цен, поскольку у него ниже и ставка, и затраты на администрирование со стороны компаний. Только вот не стоит забывать, что все-таки ряд фирм НДС у нас не платит, а налог с продаж более прост для контроля и сбора.

Новый налог с продаж

  • Налогоплательщиками признаются все юридические лица, имеющие обороты по реализации товаров, работ и услуг. При этом обороты по реализации товаров, работ, услуг, не являющихся конечным потреблением, освобождаются от обложения налогом.
  • Объект налогообложения — конечное потребление.
  • Налоговая декларация подается всеми налогоплательщиками, даже в случае если обороты не подпадают под обложение налогом.
  • Ставка — не более 10%.
  • Зачисление в бюджет — федеральный (либо частично — региональный, частично — федеральный).

Поступления налога с продаж по расчетам на 2004 г., млн руб.

База налога

Налог с продаж, 10%

при собираемости 29,9%

при собираемости 60%

Расходы на покупку товаров и услуг домашними хозяйствами

7 241 588

216 648

434 495

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли

1 401 295

140 130

140 130

Расходы федерального бюджета на закупку товаров и услуг

600 218

60 022

60 022

Расходы консолидированного бюджета регионов на закупку товаров и услуг

359 545

35 955

35 955

Расходы социальных внебюджетных фондов на закупку товаров и услуг

94 458

9446

9446

Поступления налога с продаж

х

405 177

587 079

Выпадающие доходы от отмены НДС

х

796 108

796 108

Выпадающие доходы, всего

х

390 931

209 028

Выпадающие доходы, % ВВП

х

2,3

1,2

Источник: Отчет о НИР «Сопоставление НДС и налога с продаж»